Что такое пошлость в поведении. Что такое пошлость. Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

Эти заметки дополняют книгу «Словарь» (хотя не входят в его печатную версию)

Что такое пошлость?

. Буквальный смысл и определения по существу
. Опошление: оглупление-профанация
. Неведение личного и интимного
. Замечание к предыдущему: искреннее и пошлое
. Еще о том же: почему «банальность»? Истина и очевидность
. О «чувстве меры»
. Почему в других языках нет слова «пошлость»?
. Пошлость и вульгарность
. Пошлость как стадность
. Почему «непристойность», «скабрезность»?
. Цинизм пошлее пошлого
. Не «обыватель», а пошляк
. Пошлость мещанства
. Пошлое резонерство
. Снобизм как пошлость
. Как избавиться от пошлости?

Буквальный смысл и определения по существу

Пошлость буквально - то, что «в ходу», - расхожее, широко распространенное. Расхожее мнение, расхожее представление, расхожий вкус. («Пошлина» же тут ни при чем: это, видимо, плата за прохождение товаров через границу, проход это не расхожесть.)

Однако определения по существу привносят, в русском языке, в этот буквальный смысл важнейшие оттенки. Именно, пошлость -

Расхожее как такое, в чем примитивизировано или профанировано нечто подлинное (какая-то истина, что-то святое);

Банальность (нечто общеизвестное, общее место, азбучная истина) или трюизм (самоочевидность, тавтология) как ничего не выражающие претенциозные формулы, которыми подменяют и низводят настоящее осмысление, важные мировоззренческие истины и моральные ценности; также «плоскость» (нем. Plattheit), упрощенное суждение, в котором все слишком логично, потому что оно не охватывает всей глубины того, о чем толкует;

- «ум глупцов» - действительно истинное и важное, но лишь для примитивного человека, которому до настоящих истин и подлинных ценностей нет дела, а важна лишь задача его персонального благополучия, корысть; наивный цинизм ограниченности;

Разновидность безвкусицы - имитация того, что по расхожим представлениям должно считаться прекрасным, пародирующая и профанирующая его (мещанство, кич); также «риторика» (ложный пафос вместо искреннего чувства);

Непристойность (касающаяся физиологии пола) - как крайний пример профанации отношений, могущих быть для людей и священными.

Опошление: оглупление-профанация

Пошлость, конечно, - некая разновидность глупости. Но глупости не как недостатка сообразительности, не чисто интеллектуальной, а глупости психической или духовной. Опошление - плод неведения тонкого (subtle) и высшего, это низведение (профанация) любого подлинного чувства или истинного представления, способных воодушевлять человека, до уровня психического примитива.

Поскольку речь идет не о формальной глупости, всегда трудно указать, в чем именно ошибается та или иная пошлость. Но, конечно, какую-то ошибку всякая глупость и в том числе пошлость в себе содержит. Взять, например, такую пошлую забаву, как «конкурсы красоты». Действительно, очень красивые женщины существуют, есть как будто и более и менее красивые, так почему бы не найти среди них «самую-самую»? Ошибка в том, что красота или вовсе не может, или лишь в самой малой степени может быть формализована, стандарта установить невозможно. То есть «самой красивой» не бывает по определению. Здесь также весьма ощутимо, что ошибка пошлости есть еще и профанация, низведение сакрального. Как будто тайну привлекательности, «вечный идол» женственности, можно свести к определенным параметрам экстерьера. Каким-нибудь трем цифрам через черточку...

Это вроде бы пустяк. Но пошлость правит и в более важных сферах. Вот, например та не менее пошлая идея, что степень пригодности к той или иной творческой деятельности можно измерить еще в детстве соответствующими тестами (и либо направить ребенка в школу для одаренных, либо, напротив, учить по минимуму...). Тут пошлость тоже элементарно ошибается. Пошлость не ведает того слишком тонкого для нее, но вполне реального обстоятельства, что главной, хоть и неизмеримой формально, составляющей любого таланта является интерес, страсть. Так что, если недостаток способностей (которые действительно можно приблизительно измерить) и может быть критическим (как не получится музыканта без слуха), - то даже максимум способностей еще не гарантирует настоящих творческих достижений (слух еще не делает музыканта). Эйнштейна с детства волновала тайна пространства-времени, которой абсолютное большинство смертных и не замечает, и ему хватило своих, не самых больших, способностей для того, чтобы совершить свои великие осмысления мироустройства.

Разительно пошла идея «авангарда», примитивизирующая отношение нового к старому в искусстве. Она состоит по всей видимости в том, что новое должно категорически рвать со старым (наличным), а оригинальное, соответственно - это удивляющее непохожестью. Тогда как на самом деле оригинальное - это подлинное, и, стало быть, вечное, «старое как мир», внутри которого умещаются и прежнее и теперешнее, так что новое - лишь очередной шаг в постижении вечного, в нем вечное лишь глубже узнается... Вот ошибка пошлости, стоившая культуре гигантской катастрофы: обрушения искусства в пустоту абсурда и закономерного попадания его в руки «пиарщиков», то есть проще говоря надувателей.

Деньги профанируют идею ценности, и конечно для пошляка богатство - настоящая святыня. Фактическая ошибка, глупость этого представления, в том, что пошляку неведомо: ценности не взаимозаменяемы, им нет эквивалента (каковым являются деньги), - ничто слишком важное для души нельзя купить.

Неведение личного и интимного

Пошлость, в наше время, особенно любит говорить о личности и ее правах, но под правом личности разумеет отнюдь не святость и не заповедность сферы интимного, сокровенного, а, наоборот, готовность все в ней сделать обозреваемым и публичным - то есть опошлить.

Интимное в узком смысле «физиология половых отношений» - крайний и простейший случай вообще сокровенно-личного, - это то дорогое для нас, что должно быть попросту скрываемо от посторонних взоров (когда нужно элементарно закрыть дверь и погасить свет). Для пошлости, которая сама есть психический примитив, это простейшее интимное представляет собой главный искус. Если «секс» (отношения без любви), как выяснилось после конца советской власти, - это хорошо, то почему, мыслит пошлость, нельзя размазывать часами «про это» по телевизору? Очень даже интересно! или почему не впустить в это дело «экспертов», какую-нибудь Анфису Чехову? еще «прикольней»...

Да, пошлость - прямо-таки воюет с непонятным для нее сокровенным, с самим инстинктом интимного. Эта слишком тонкая для нее душевная настройка задевает в пошляке обязательный в нем комплекс ущербности (он чувствует, что чего-то, существующего для других, чувствовать не способен) - и озлобляет против себя, заставляет вести постоянную войну с сокровенным как таковым. Идеал пошлости - «реалити-шоу» (это когда частная жизнь протекает под телекамеру), - знаменательное достижение вождя этого рода пошлости Ксюши Собчак. Удивительно, но вмешательство в частную жизнь мы считали приметой советского тоталитаризма (вспомним тут Галича с его балладой о разоблачении подгулявшего товарища Парамонова), но наступившая долгожданная демократия вообще «сняла проблему»...

В очерке Макаревича о пошлости цитируется тезис сразу двух его знакомых «пошлость - это сокровенное, высказанное вслух». Он сам слегка сомневается («не говорить же все время обиняками»). - А уж если подумать об искусстве, то оно на то и существует, чтобы самым убедительным и доходчивым образом высказать вслух сокровенное. Что же еще и высказывать? выдумывать несуществующее? Тогда это глупость. Расхожее? Тогда это пошлость... Тут, видимо, нужно было выразиться точнее, а именно, что пошлость - это незнание сокровенного, так сказать, ненадлежащее обращение с ним, - когда то, что должно быть сокровенным, интимным, что должно еще зреть до того, как станет общезначимым - выворачивают наизнанку «просто так», профанируя святыню личности. Или, вернее, когда отрицают саму идею сокровенного.

Вообще все слишком дорогое и важное для души приобретает для нее характер святого и тем самым интимного. В личное - «посвящают», то есть приглашают, как в храм, а не как в проходной двор. Для пошлости же, психического примитива, ничего такого нет и быть не должно. Потому пошлость либо впадает в пафос и риторику, публично и высокопарно трещит о том, что, как она знает, должно быть для людей свято (это традиционный вариант поведения пошлости, например ура-патриотизм вместо любви к родине или показное обрядоверие вместо веры), либо - и это, кажется, отечественное достижение последних лет - глумится над ним. Отплясывает, например, у военных мемориалов тверк, и т.д.

Замечание к предыдущему: искреннее и пошлое

Впрочем, а вдруг тезис «пошлость - это сокровенное, высказанное вслух» надо понимать совсем иначе? «Сокровенное, высказаное вслух» - ведь это точное определение... искренности! То есть, получается, искренность - равно пошлость...

Что ж, некоторые люди (это именно пошляки) могут мыслить и так. Ведь, что касается самого главного, вечных истин, до которых мы вдруг доходим собственным чувством и умом, то, высказанные искренне, они всегда будут формально очень напоминать банальности и даже «плоскости»: различие высказываний лишь в том, насколько искусно нам удастся эти истины выразить, с какой точностью обозначить нюансы, многогранность или привязку ко времени и ситуации. Можно сказать, что искреннее может быть банальным, но не может быть пошлым. - Но уж во всяком случае сами вечные истины «стары как мир» и, с какой стороны их ни затронь и как их ни сформулируй, каждый что-то подобное наверняка уже «где-то слышал»! Тогда как, с другой стороны, любой пошляк в наше время давно выучился «оригинальности», которую понимает, в своем духе, как «ни на что не похожее». Потому все, что только в чужих словах пахнет правдой и искренностью, кажется пошляку... пошлостью.

Еще о том же: почему «банальность»? Истина и очевидность

В английском языке ближайшее по смыслу к «пошлости» - banality, банальность.

Но, как обратил внимание еще Ильин*, в чужих языках вообще нет точного аналога русскому «пошлость»: не всякая банальность пошла, и не всякая пошлость банальна. «Бог не создал ничего скудного, ничтожного или пошлого, у Него все таинственно, глубоко и значительно» - следовательно, всякая правда, привычная или даже самоочевидная, уже не пошла. Зато самый пошлый, разочаровывающий акт может быть и бывает весьма неординарным, не «банальным».

Банальность - общее место, то есть нечто общеизвестное, всем понятное и общепринятое. Все, что можно возразить против высказанной кем-то банальности - «это бесспорно и потому этого можно было бы и не говорить». Пошлость же - это общее (расхожее) место как своего рода отталкивающая неправда. Нечто отнюдь не бесспорное, хотя и такое, что трудно оспорить, но остро ощущается - как эта самая «пошлость». Ибо пошлость не прямо лжет и не просто в чем-то заблуждается, а примитивизирует и профанирует некие истины и ценности. Но это бывает хуже обычных лжи и клеветы.

Видимо, в нашем русскоязычном менталитете всякая банальность уже заподозрена в пошлости, в фактической, а еще больше моральной неправде. Почему? В этом есть недоверие к толпе. Вот, нечто у всех на устах; но нельзя адаптировать истины и ценности до «широкой публики», не превратив их при этом в пародии на оригиналы.

Своя правда в этом есть.

Есть и «однако». - Нет, может быть, большей пошлости, чем страх оказаться банальным. Потому что искренний поиск истины ничего так не жаждет, как дойти до очевидности, и искреннее почитание ценности - как того, чтобы она открылась каждому. Ложь маскируется в очевидность, но именно потому, что очевидность - собственный признак истины; фальшь стремится завладеть толпой, но именно потому, что добро одно на всех. Настоящие истины и подлинные ценности не могут быть иными, как общечеловеческими и вечными, не их вина, если толпа и закоренелые предрассудки выдают себя за таковое. «Независимые умы никогда не боялись банальности» (как кричит знаменитый персонаж одной прекрасной пьесы) - он прав, это значит, что независимый ум в первую очередь искренний. Бояться банальности - значит бояться правды.

О «чувстве меры»

Говорят еще, что пошлость - это отсутствие чувства меры. На самом деле даже видимая и тревожащая стороннего наблюдателя несдержанность в проявлениях - это лишь внешний, а потому необязательный ее признак. Искренность, этот антипод пошлости, не может думать о том, как смотрится со стороны, и потому ничего об этом примечательном чувстве не ведает. В искусстве «чувство меры» - проблема подражателя, имитатора, то есть именно вольного или невольного опошлителя: если изображаешь то, чего сам не чувствуешь, то особенно важно не пересолить и не переборщить, поскольку известно, что это самая частая ошибка всех вообще подражателей и имитаторов.

Не гасили красок Коровин или Архипов, не сдерживал себя Достоевский, этот «жестокий» (мучительный) талант. Подлинность и есть искомая мера. А с другой стороны, подчеркнутая серость, выдающая себя за «строгий вкус» - сама уже стала пошлостью. Эта серость переусердствовала в самом «чувстве меры»...

Вообще, пошлость потому и трудно определить, что у нее нет стопроцентных внешних признаков: чего не делай, и не будешь пошлым. Она никогда не состоит вся в том, что конкретно скажется или сотворится, но во внутреннем отношении к предметам (точнее, ценностям), фальшивом или недостойном. Так, банальность - еще не показатель, видимая умеренность - не показатель, даже непристойность (одно из собственных значений слова пошлость) - не показатель, и т.д.

Почему в английском и других языках нет слова «пошлость»?

... «Банальность», «вульгарность» (о ней отдельно), «плоскость» - есть, а «пошлость» - нет.

Дело в менталитете народов, думающих на этих языках. Расхожесть (буквально опошление) в них никак не заподозрена на примитив или профанацию, она однозначно расценивается как нечто положительное. Так, популярное произведение искусства и есть удачное, это - касса, спрос, «успех» - окончательный суд. Важно, что даже те особые и не имеющие отношения к собственно искусству приемы (PR, или по-старому клака), помогающие популярности произведения искусства или даже целиком создающие ее, не воспринимаются в этом менталитете чем-то вроде червяка в яблоке - напротив, все ставшее популярным, неважно как, и есть хорошее. «Раскрученность», о которой всегда сообщается открыто - не плохо, а хорошо, не сомнительно, а, наоборот, убедительно. Подобно тому, как стандартные и с наклейками мандарины или яблоки бывают по вкусу хуже иных сортов разномастных, но покупаются лучше - и стало быть лучше. Возможна, в этом менталитете, даже и такая нелепость, как (упоминавшаяся уже) стандартная красавица - самая красивая девушка равно для всех в мире, «мисс мира»: популярность выдвигает свой стандарт, равнозначный идеалу, а индивидуальное, как остающееся в меньшинстве, должно подчиниться как проигравшее. «И понравится ж кому, я и даром не возьму» - Иванушка-дурачок проявил тут явный недостаток пошлости. Общепризнанное, то есть пошлое, есть правое и победившее.

Как-либо генетически этот коммерческий (торговый) менталитет, надо думать, не обусловлен. На российской почве, хоть и родившей само понятие «пошлость» (расхожесть как признак чего-то дурного), он, увы, прорастает вполне успешно. Вот типичное суждение нового русского пошляка (беру с сайта «Кинопоиск»): «плохое кино это такое, которое не нашло своего зрителя». Там, на этом сайте, некоторые хорошие актеры пожаловались на коммерциализацию, портящую искусство, и в ответ получили кучу подобных комментариев. Понятно, что примеры можно продолжать до бесконечности, но радости это не доставляет.

А как же, спросят может быть, Ван Гог, которому в свое время холста не на что бывало купить, а теперь за любой его холст «дают» (уже не Ван Гогу) миллионы? Не значит ли это, что и западный по духу человек признает возможность существования неоцененных, непопулярных достоинств, то есть знает некоммерческий, не пошлый подход? Ведь сумел же он оценить когда-то презираемое? - Скорее наоборот. Это значит, что всего важнее для обывателя эта самая «раскрученность». Разве ж он украсил бы свой быт репродукцией Ван Гога, если б не знал, что бывший бедолага и пациент психбольницы нынче в моде? Он мыслит не так, что - надо же! в свое время не видели и не ценили такую красоту, которую он теперь так остро чувствует. А так, что: «нечто в свое время было никчемным, а теперь стало дорогим, стало быть вожделенным», - пошляк в этом не усматривает ничего несообразного. Тогда не раскрутили, видимо, никому не было нужно, а теперь кому-то понадобилось, ну и раскрутили, все просто.

Пошлость и вульгарность

Вульгарность очень близка к пошлости: это грубо материальные и просто архаично-грубые отношения и вкусы - в среде более развитой культуры, и в ее восприятии. Пошлость низводит высокое, а вульгарность низка (груба) исходно и органично, только живет не в своей среде. Например, Элиза-«Галатея» у Шоу не пошла, а вульгарна.

Ильин хорошо назвал Чехова-Чехонте «пошло высмеивающим пошлость». Я бы все-таки уточнил - он вульгарно высмеивает вульгарность. У персонажей Антоши Чехонте вульгарность выпирает из под внешнего слоя светских приличий с эффектом, как бы помягче выразиться, нечаянной громкой отрыжки на публике, и в этом кульминация и художественный эффект его юмористики; но находить что-либо подобное смешным и вообще обращать внимание на все такое - ужасающе вульгарно.

Пошлость как стадность

Можно сказать, что пошлость - это всякое представление и всякое чувство, всякий душевный феномен, в своем стадном варианте. Действительно, истина, открывающаяся только каждому отдельному уму - это, в своем пошлом преломлении, идеология, одна на всех своих адептов; здравый смысл от божественного чутья на истину и общезначимое опускается до пошлой осведомленности в общепринятом в данном кругу и некой осторожной корыстности, помогающей приспособиться к окружающему миру, «благоразумия»; добро уже не опирается на доброту, ищущую «плода доброго» - а сводится к исполнению набора определенных общих правил; красивое, для пошляка, - это модное, хорошая книга или картина - те, о которых говорят, а оригинальное - не глубинное и подлинное, а диковинное, невиданное; вера в Бога - не больше чем принадлежность к определенному исповеданию; святое - это дорогостоящее, ценности имеют всеобщий золотой эквивалент; достоинство - это самолюбие или престиж, личность - это место в стадной иерархии или заметность; любовь, которая в идеале есть утверждение незаменимого и индивидуального в другом человеке - это напряженное выяснение того, кто кого «стоит», по общей шкале стандартов...

Почему «непристойность», «скабрезность»?

Сфера отношений полов знает духовный «верх» и животный «низ» в этой сфере, кажется, дистанция между одним и другим особенно выражена и особенно щекотлива. Потому пошлость, как низведение и профанация, вечный реванш низшего перед высшим, в простейшем своем варианте проявится именно как непристойность.

Цинизм пошлее пошлого

Пошлость и цинизм - это не разные вещи. Скорее, это разные степени одного и того же. Цинизм - не как переоценка ценностей, «кинизм», а как их неимение и неверие в то, что они для кого-то реально существуют - пошлее пошлого. Только потому в цинизме пошлость и не всегда опознается, что они по-разному воспринимаются - пошлость скорее разочаровывает, повергает в уныние, тогда как разгаданный в ком-то цинизм ошарашивает и возмущает. На самом деле и самая скучная пошлость, сама не зная того, наивно-цинична - ибо профанирует ценности, даже когда верит в них, - и самый неординарный с виду цинизм, убежденный, что любые ценности суть лишь глупость или лицемерие, и сам лицемерно использующий их в своей игре - всего лишь неординарно, предельно и сознательно пошл. Можно еще сказать, что пошлость - это цинизм наивный, нечаянный, тогда как цинизм - это пошлость вменяемая и агрессивная.

Самоутверждающаяся пошлость, или низкопробность самодовольная - уже неразличима от цинизма настоящего. Всем знакомая «пошлая ухмылка» - это именно отражение цинизма, - выражение лица человека, не имеющего иных мотивов, кроме примитивных низменных, и, как ему кажется, догадывающегося о том же в других, что бы они ни делали и ни говорили; также эта ухмылка сопровождает всякое зрелище торжества низменного; все это наполняет пошляка радостью понимания и самодовольством.

Не «обыватель», а пошляк

Когда ругают «обывателя», имеют в виду пошляка.

Базовые житейские ценности, которыми живет так называемый обыватель, на самом-то деле не только не противоречат высшим духовным ценностям, а во многом и включают их в себя. Все эти базовые житейские ценности, говоря попросту - семейные. Забота о благополучии семьи не только что законна, а составляет прямой нравственный долг и имеет важнейший духовный смысл, именно сохранение человеческого рода во вселенной. Обыватель, в идеале, есть тот, кто без претензий на почетные места в социальных иерархиях упорно делает самое главное и великое - самое Жизнь. Что может быть благороднее! - Пошлость же появляется, когда благополучие понимается только как материальное, и забота о материальном гонит все моральное и духовное, как способное в чем-то его ограничить. Отсюда и пошлый престиж собственности, и специфическая эстетика пошляка, путающая красоту с достатком, и его подчиненность стадным установкам (ведь лояльность всякому существующему укладу наиболее благоприятствует психическому комфорту и корысти). - Итак, «обыватель» в дурном смысле слова, то есть пошляк, именно их-то, житейские ценности, в первую очередь и профанирует.

Пошлость мещанства

Классическое мещанство - городская культура низших, малообразованных, но более или менее зажиточных классов, оторванная от органической народной культуры и безуспешно копирующая (пародирующая, вульгаризующая) культуру великосветскую. Копировать, переносить на неподготовленную почву - и значит низводить, опошлять. Вот признаки этого рода пошлости. Манеры мещанина XIX века представляют собой «галантерейность», нечто, как оно и свойственно всякому подражанию, пародийно утрированное; мнения, которыми мещанин не живет, а примеряет на себя и гордится, превращаются в псевдоученые слова; настоящие жизненные установки остаются грубо-материальными (как в прежних условиях, когда материальное благополучие значило для простолюдина возможность выживания) - красота, например, подменяется показной роскошью, и т.д. В нынешнее время мещанство мало отличается от классического, разве что не составляет особого класса.

Пошлое резонерство

Есть вещи, которые нужно понимать сердцем. Прошу читателя не принять это замечание за пошлость - конечно же, настоящий ум это тоже сердце, и вообще «нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувстве». Имено это я и имею в виду. Резонерство - это не мышление, стремящееся понять жизнь, а механическое применение каких-то раз навсегда усвоенных правил к бесконечно сложной живой жизни, каковое, по существу, как раз ничего в ней и не желает понимать. Если речь именно о моральном резонерстве, оно - настоящая злостная пошлость, ибо упрощает и профанирует саму святую задачу нравственности - реальное добро, «плод добрый».

Можно считать резонерством манию рационального обоснования любых поступков, своих (так называемое благоразумие) и в особенности чужих (непременная в резонере страсть поучать). Что в этом плохого? То, что «рациональное обоснование» значит здесь принципиальное игнорирование всего сложного и не типового, что может встречаться в жизни - лучше сказать, из чего вся жизнь и состоит. Опять же, это пошлость, то есть досадная примитивизация всего самого дорогого и важного.

Резонерство - это именно резонерство пошлое, - иное называлось бы просто мышлением.

Снобизм как пошлость

Снобизм, как коллективное чванство (узкого коллектива, противопоставившего себя широкому, в которое входит, но с которым себя не идентифицирует) - есть, по сути, разновидность пошлости. Ибо чваниться своими мнениями и ценностями, а не попросту жить ими, может лишь мещанин (упертый пошляк). Ну и сноб.

Однако, свою войну с пошлостью ведет и снобизм (на этом фронте, например, не случайно отметился и известный своим снобизмом Набоков). Это понятно, ведь сноб потому и сноб, что всегда рад отличить себя и «своих» от большинства смертных.

(Это отличение, особо часто - по какому-нибудь трудно определимому признаку, главным образом, некоей условной стилевой примете. Одна из характерных манер снобизма, в его борьбе с пошлостью - создавать своеобразные простенькие тесты, - выделение чего-либо, например выражений или слов, как заведомо пошлых. Например, нельзя сказать «вы не подскажете» вместо «скажите, пожалуйста», или, как в театре времен Эфроса, произнести слово «переживание», или хоть сказать «Крым российский», чтобы не подвергнуться остракизму.)

Сноб - если не прямо утверждает, то чувствует так, что у большинства людей свои ценности, и они, как принадлежащие большинству - «пошлые», а у «элиты» - свои, и они только, в силу одного этого, подлинные. Получается, что если подлинные ценности дойдут как-либо до большинства, то они тем самым утеряют свое достоинство. На самом деле истинные ценности, конечно, одни на всех, и если распространение их «в массы» влечет «опошление», то это лишь горькое привходящее обстоятельство, но не закон. Бывает - особо это явно в наши дни - что «массы» оказываются куда ближе к подлинным ценностям, чем узкие круги избранных, - и тому виной он, пошлый снобизм.

Итак, снобизм будто бы прямо направлен против пошлости, но и сам в этом деле специфически пошл. Не оттого, чтобы вообще было пошло разоблачать пошлость**, а - пошло упоение чувством кланового превосходства, которое, что правда, обычно сквозит за подобными разоблачениями. Ибо всякий клан, принадлежность к коему составляет для кого-то предмет гордости, есть сам по себе ложная ценность, соответственно и любые его установки в лучшем случае лишь копируют (опошляют) какие-то истинные ценности. Истина беспартийна и для любого клана опасна.

Как избавиться от пошлости?

Вообще-то, пошляки могут гордиться и громкими именами в своих рядах. Например, Жерар Филип коллекционировал советское женское белье, сам лично закупал образцы в московских магазинах - видимо, был тонкий знаток предмета и находил тогдашние наши примитивные изделия жутко забавными; такое усиленное специфическое внимание к этому аспекту женственности обескураживающе пошло. Пошляк, кстати, особенно пошл в том, что ему кажется смешным. - А Майя Плисецкая как-то сказала - «красиво то, что модно», будто бы общепринятое на данный момент ей казалось ценностью более фундаментальной, чем вечное прекрасное (надо думать, в своем искусстве она находила красивым только то, что красиво)... - И все же именоваться пошляком никто не желает.

Пошлость - не вопрос формы, каких-то правильных манер, а вопрос самого существа всякого дела - твоей внутренней причастности или непричастности (слишком малой причастности) к истинным ценностям. Можно избавиться от вульгарности, отучившись от каких-то простецких привычек и натренировавшись в других, «светских», но от пошлости, если она есть, это, конечно, еще не излечит. Имитировать отсутствие пошлости невозможно в принципе, - потому, что сама имитация того, чему внутренне чужд, означает опошление.

Казалось бы, главное, чтобы не быть пошлым - это стараться быть искренним. Искренний может быть наивен, банален, может быть нелеп - только не может быть пошл. Но и это средство, как выражаются медики, приходится назначать с осторожностью: пошляк-то и искренность понимает пошло. Таковой считает искренностью, как раз, некую беззастенчивость в низменном и упрощенном, то есть скорее именно с пошлостью ее и отождествляет... - Затем, искренность, как будто, непосредственна, а как можно чему-то выучить непосредственность?..

Все-таки кое-что посоветовать можно (если я вправе советовать).

Уточню задачу. Допустим, я сталкиваюсь с существованием в культуре таких вещей, из числа называемых «тонкими» или «высокими«, которых я сам не чувствую и не понимаю (а такие всегда есть), и людьми, которые настолько меня в этом отношении превосходят, что их понимают и чувствуют. Как я должен относиться к этим неприятным для моего самолюбия фактам, чтобы не быть пошляком?

Очевидно - а) не корчить из себя понимающего, и, одновременно б) не пытаться отрицать непонятного или тем паче злобствовать на него или глумиться; не подозревать понимающих в фальши, показухе, маскировке корыстных или тщеславных намерений и т.д. А пытаться понять. Кто хочет истины, тот уже ей не чужд - не невежествен и не пошл. (Тут, впрочем, замечу, что существуют и псевдо-истины и ложные ценности, заслуживающие развенчания, и бесконечно фальшивые люди, продвигающие эти фальшивые истины и ценности - но отрицание первых и порицание вторых должно быть обоснованным вдвойне. Заблуждение тоже не есть пустое место, значит, нужно понять то, против какой именно истины оно грешит.)

Кроме того, нужно уметь видеть и уважать чужое превосходство - это единственный способ быть к нему причастным...

Никогда не говори «ну и что» (вариант: «а че») без того, чтобы не постараться честно ответить себе на этот вопрос. «Ну и что» значит - «вас это волнует, а мне наплевать»; «чего не понимаю, то презираю или гоню» - то есть, вероятнее всего, произнесший сие оказался глуп и самоуверен (пошл), и изготовился распространять пошлость. Главные истины и фундаментальные ценности трудно обосновать на уровне элементарной логики или житейской прагматики, и, отступая от них (в область пошлости) и чуя при том некоторое внутреннее сопротивление, пошляк и хватается за эти самые псевдоразоблачительные «ну и что» и «а че», которые как будто ответа не имеют. «А ниче!..» Возможно, сам Жерар Филип в Москве, проходя к витрине универмага под восхищенные взоры толп покупательниц и указуя на особенно несовершенные образцы советских женских трусиков, испытывал какую-то неловкость и подстегивал себя: «pourquoi pas?»... На самом же деле ответы всегда есть. Возможно, это будут скорее констатации неких аксиом, чем механические дедукции, но и аксиомы не произвольны - они бездоказательны, но чем-то оправданы. Искать ответы на всякие «ну и что» - и значит побеждать пошлость.

Октябрь 2015

* И. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. Гл. 13: религиозный смысл пошлости

** Так полагают А. Зализняк и А. Шмелев, статья «Пошлость». Кстати, в одном сборнике с ней - еще интересная и богатая примерами статья И. Левонтиной «Осторожно, пошлость». (Легко найти в интернете)

0 Жизнь обычного мужчины состоит из череды сменяющих друг друга девушек, и чем лучше качество противоположного пола, тем дольше они задерживаются рядом со своими альфачами . У каждого парня имеются свои предпочтения во внешности и характере женщины, кому-то нравятся скромные няши , которые будут "заглядывать в рот" своему кавалеру , а кто-то предпочитает развратных и пошлых дамочек. Сегодня мы поговорим о слове Пошлая , что значит вы сможете прочесть немного ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с некоторыми статьями на женскую тему. Например, что значит Тёлка , как понять слово Шаболда , что означает Мася , кого называют Прошмандовка и т. п.
Итак, продолжим, что значит Пошлая девушка ? Этот термин был заимствован из древнерусского языка "пошьлъ", и переводится, как "обычный", "исконный", "прежний", "старинный".

Пошлая - так говорят о вульгарной, низкопробной девушке, которая не знает меры в косметике, одевается безвкусно и вызывающе


Синоним слова Пошлая : тривиальная, похабная, низменная, непристойная, неприличная, китчевая, избитая, вульгарная, банальная.

Пример :

Нам надо на вписку, развратных и пошлых девочек выписать, но чтобы нахаляву . Ведь у нас финансы поют романсы , и уже не первый месяц, между прочим.

Когда женщины выпивают, тормоза у них отключаются, и они становятся такими пошлыми и доступными.

Катюха выпив стакан водки, раскраснелась, и стала отпускать пошлые шуточки, хватая при этом соседа справа за коленку.

Я не люблю откровенных, глупых и пошлых женщин, от них мне хочется, как можно быстрее сбежать.

Пошлый - так говорят о парне, который рассказывает неприличные анекдоты, хватает знакомых девушек за разные выпуклые места, то есть не имеет комплексов и ведёт себя чрезвычайно раскованно


Пошлость - это ничем не прикрытая бездарность, поддельный ум, ложная красота и выставленная на показ сексуальность


Современная мода диктует женщинам и девушкам откровенно вульгарную и пошлую манеру поведения. Многим парням это нравится, но для семейной жизни подобные девушки не приспособлены. Поэтому, опытные старшие товарищи советуют своим молодым знакомым, не наступать на грабли, и встречаться исключительно с кавайными тян, грациозными, и полными женственности .
{reklama6}
В определённых кругах раскованные девушки вызывают повышенный интерес, и это не удивительно, ведь их можно легко затащить в постель. Хотя, нам мужикам подавай любых леди, от пошлых и некультурных, до неженок и скромняшек , хуже не будет. Все мы любим это блюдо, и не важно в какой оно упаковке, главное, то что внутри, а не снаружи. Кароч , вы поняли меня посоны.

морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, к-рый вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности. К многообразным проявлениям П. относятся: ограниченность интересов, низменность мотивов, мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, «мелкие делишки и великие иллюзии» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 3, с. 184); превращение обывательски понимаемой «мудрости жизни», себялюбивого благоразумия в жизненный моральный принцип; самодовольная посредственность, утверждающая себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего истинно возвышенного, героического, великого, выходящего за рамки обыденного; некритически-догматическое усвоение «прописных истин» и попытки с их помощью разрешать сложные жизненные проблемы; узкий кругозор, упрощенное понимание действительности и предъявляемых ею требований; отсутствие чувства юмора и остроумия и обусловленная этим способность постоянно попадать в комическое положение; вульгарность во вкусах, рабское подражание моде и далеко не лучшим эстетическим образцам в одежде и манерах. П. проявляется иногда и в науке. Здесь она означает перенесение в теорию представлений обыденного мышления, вульгаризацию идей, высказанных в прошлом. П. так или иначе смыкается с мещанством, чванством, косностью и догматизмом. Классики марксизма неоднократно подвергали критике П. буржуазии, ее образа жизни и мысли, в частности буржуазной псевдонауки, показывая ее связь с торгашеским духом капиталистического об-ва. Особенно они высмеивали «филистерскую пошлость» мелкой буржуазии. К. Марксу принадлежит чрезвычайно меткая и выпуклая характеристика воинствующей П.: «Плоская, безудержно-болтливая, фанфаронствующая, хвастливая... претенциозно-грубая в нападении и истерически-чувствительная к чужой грубости неустанно проповедующая добрые нравы и неустанно их нарушающая; комично сочетающая пафос с вульгарностью... одинаково высокомерно противопоставляющая народной мудрости мещанскую, книжную полуученость, а науке - так называемый «здравый человеческий смысл»... скованная ограниченными догматическими понятиями и в такой же мере апеллирующая в противовес всякой теории к мелочной практике; негодующая на реакцию и выступающая против прогресса...» (т. 4, с. 291-292). В социалистическом об-ве П. представляет собой пережиток мещанских, обывательских нравов и вкусов. Преодоление ее предполагает искоренение частнособственнической и приспособленческой психологии, развитие духовной культуры народных масс, формирование у людей творческого и критического отношения к самим себе и к окружающему.

Слово «пошлость» имеет множество толкований, но практически все они сводятся к категориям бездуховности, банальности, вульгарности и непристойности.

Попробуем разобраться, что понимали под этим термином предки и как его значение изменилось в наши дни.

Как распознать пошлость?

Удивительный факт: определять, что такое пошлость, нам помогает внутреннее чутье – мы видим ее за версту. А вот дать конкретное описание явлению весьма проблематично.

Нечто серое, скучное, банальное и безликое может быть настолько же пошлым, насколько и нарочито красивое, вульгарно-шикарное, претендующее на оригинальность, претенциозное и выставляемое напоказ.

Кроме того, пошлым может быть нечто безвкусное или безнравственное, слишком «плоское» (на примере шутки) или скабрезное.

В плане поступков пошлость, как правило, означает выход за рамки приличий, несоблюдение этикета, распускание двусмысленных комментариев и намеков .

Сальные шутки на тематику «ниже пояса», популярные в банях, саунах и брутальных мужских компаниях, тоже считаются пошлыми.

Однако стоит признать, что границы безнравственного и безвкусного у каждого свои.

Кто-то зардеется и смутится от одного подобного анекдота, а другой, наоборот, скажет «Жизненно и метко!»

Высшая пошлость – это полнейшая аморальность и бездуховность, лежащие в основе действий или слов .

Это отсутствие культуры – как личное, так и массовое (касается всех потребителей опошленной продукции и ценителей псевдоискусства).

Что такое пошлость – тогда и сейчас

Пошлость ситуативна и неорганична: это всегда нечто неуместное, несвоевременное, неподобающее случаю.

Когда бухгалтер приходит на респектабельный корпоратив в вульгарном наряде «женщины-кошки», едва втиснувшись в полупрозрачный латекс, и костюм ее, и поведение выглядят пошлыми, непристойными.

Однако, решив порадовать своего мужа на 14 февраля, и в рамках ролевой игры, в интимной атмосфере облачившись в тот же наряд, она едва ли заслужит порицание.

Чаще всего пошлость порождается глупой модой, грубоватой безвкусицей и дисгармонией. Ее верной последовательницей становится дама в возрасте, принарядившаяся в леопардовое платье-мини, обтягивающие кожаные лосины и красные ботфорты.

Или домохозяйка, оформившая свою малогабаритную квартиру в стиле нарочитого барокко – с золотыми драпировками, стразами в потолке, бархатом и люрексом.

Пошлости свойственен перебор всех мастей. Она всегда «чересчур» . Немножко люрекса еще куда ни шло, но двадцать квадратных метров – уже слишком!

Исконное значение слова «пошлость» - что-то давно известное, старое и уже наскучившее, вроде бородатого анекдота.

Пошлым в этом смысле может быть тривиальный роман или заурядная песня. «Боже, какая пошлость!» воскликнет умная дама, услышав избитый комплимент.

Пошлость в искусстве

У некоторых чувствительных и высоконравственных натур из околокультурных кругов имеется особых нюх на пошлость.

Придет такой критик-театрал на новый спектакль и выскочит в антракте с раздражением на лице. И всем, разумеется, расскажет, что и игра актеров, и работа художников, и режиссерские ходы были одной сплошной пошлостью.

Однако он и сам не сможет объяснить, в чем именно она заключалась: это осознание пришло на уровне интуиции или иного седьмого-восьмого чувства. Вроде бы и не вульгарно, и ново, и не безнравственно, а все равно – пошло!

Пошлость в искусстве, в целом, очень трудно поддается толкованию и не вмещается в конкретные границы.

Для кого-то связка бананов, аляповато изображенная на холсте, покажется верхом бездарности, а кто-то вдумчиво скажет «Поп-арт!».

Каждый чувствует пошлость, но любой – по-своему, считая от собственных нравственных и вкусовых координат.

Есть и еще одна версия, в какой-то мере оправдывающая «вечных пошляков»: это промежуточное состояние между жанрами, неумелое скрещивание направлений, зависание посередине двух нормальных, привычных миру явлений или категорий. «Ни то, ни се» (и не классика, и не авангард).

Самую меткую характеристику пошлости дал Набоков: «самодовольное мещанство», да не простое, а с претензией на величие .

В его описании максимально точно уловлено современное значение слова: это «явная бездарность», «ложная значительность» и «поддельная красота».

Иначе говоря, - дешевое ремесленничество, претендующее на звание «предмета искусства», кричащая глупая мода, манерное поведение некоторых особ.

По сути, пошлость – это пустая, бездушная подделка, в которую не вложено ничего, ни таланта, ни души, ни мудрости, ни красоты.

Которого уходит своими корнями в историю, когда письменность была диковинкой. Его первые значения существенно отличались от современных, ввиду того что многих понятий в тот период не существовало вообще. За всю историю русского языка редко можно найти слово, которое в каждой эпохе приобретало новый смысл.

Историческая справка

Слово появилось от глагола «пойти» и до 17 века означало принадлежность к старине. Оно употреблялось в таких значениях, как старинный, исконный, дань, налог. С приходом к власти царя Петра І отношение к прошлому изменилось, и значение слова «пошлость» приобрело несколько иной смысл, более негативного характера. Появились такие его определения, как маловажный, простоватый, низкий, обычный. В 19-ом веке известный русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», добавляет новые значения слова пошлость, большинство из которых употребляются до сих пор. Тогда и появляются понятия «вульгарность», «неприличие», «подлость», «тривиальность». Становятся более употребляемыми словоформы «пошляк», «пошлячка», «пошлятина».

В очерке С.М. Соловьева о писателях 18 века замечено, что как раз этот период ознаменовался окончательным отречением от старины, так как под использованием этого слова часто скрывали свои низменные побуждения. Сторонники новизны считали, что пошлость - это все, что идет врозь с их мировоззрением и понятиями о светлом будущем.

Во многих словарях «пошлость» исчезает до конца 18 - начала 19 века. Неизменной до нашего времени осталась лишь одна из его словоформ - «пошлина», означающая налог или денежный сбор.

Слово «пошлость» в литературе

В начале 19-го века слово «пошлость» получило второе рождение и начало широко использоваться не только обычными людьми, но и известными писателями и поэтами в своих произведениях, многие из которых стали классикой русской литературы. До данного времени употреблялось прилагательное «пошлый», к которому добавился суффикс «-сть», и получилось слово, популярное и поныне.

Такие писатели, как Петр Андреевич Вяземский, Николай Васильевич Гоголь, часто отзывались о своих соратниках по перу Александре Пушкине, Василии Жуковском, используя понятие «пошлость». Высказывая мнение, они описывали свое видение творений известных коллег, считая многие из них недостойными внимания. Попросту сказать, банальными и бездарными без какого-либо оттенка новизны. Со второй половины 19-го века значение слова «пошлость» опять изменяется. Появляются значения «заношенность», «затасканность», «стереотипность».

Синонимы слова «пошлость»

В современном русском языке к слову «пошлость» синонимы подобрать довольно просто. Однако они будут существенно отличаться в зависимости от сферы, в которой используются. Например, если речь пойдет о моде, то о нарядах часто говорят, что они «безвкусны», «бесцветны». Синоним «вульгарный» подойдет сразу как к моде, так и к речи или поведению. «Шаблонный» или «тривиальный» охарактеризуют любое применение стереотипа. По отношению к СМИ часто используют определение «бульварный», которое характеризует низкий рейтинг издания. Если речь идет о часто используемой фразе или шутке, говорят, что она «избитая». Человека с узким кругозором называют «ограниченным», что, по своей сути, также сходно с понятием «пошлость».

Пошлость сегодня

Сегодня ответ на вопрос о том, что такое пошлость, вряд ли будет однозначен, так как это понятие можно рассмотреть с нескольких сторон. Например, «пошлость», определение которой в общении ознаменовывается использованием нецензурной лексики, оскорбляющей других людей. Однако бранные слова настолько плотно вошли в нашу жизнь и достигли такого уровня, что способны заменить некоторые общепринятые понятия, свойственные чистой литературной речи. Повсеместное их употребление пагубно влияет на развитие человека как личности, снижая словарный запас и делая более ограниченным. С другой стороны, слово «пошлость» имеет интимную подоплеку. Свободный доступ широких масс к самым сокровенным моментам жизни мужчины и женщины значительно опошлил взаимоотношения с противоположным полом.

Пошлость в обществе

Пошлость в обществе проявляется в первую очередь в поведении многих общественных деятелей, политиков, звезд эстрады, театра и кино. Сейчас в моде так называемый «черный пиар», благодаря которому многие из перечисленных выше благополучно поднимают рейтинг. Если проанализировать тематику скандалов вокруг известных людей, то их условно можно разделить на несколько категорий:
1. Вызывающее поведение.
2. Увлечение алкоголем или наркотиками.
3. Нарушение закона (наиболее распространенные - драки и ДТП, чаще всего в нетрезвом виде).

В последнее время политические деятели с трибуны также не брезгуют использовать нецензурную брань или прямо в зале заседаний применять рукоприкладство, что с удовольствием транслируют все телеканалы как отдельно взятой страны, так и мирового уровня.

Пошлость в архитектуре

Что означает «пошлый» в архитектуре? Если рассматривать значение с точки зрения стереотипности, как оно определялось в конце 19 века, то многие города бывшего СССР подходят под эту категорию. Большинство муниципальных зданий и жилых массивов строилось по определенному шаблону.

Поэтому, приезжая в любую из республик, до сих пор чувствуешь себя, словно в родном городе, где все строения той эпохи на один манер. Тогда главным было количество, т. е. чем больше построят, тем лучше. Поэтому многие строения постепенно начали обрушаться под воздействием осадков.

Что такое пошлость в современных постройках? Это в первую очередь использование драгоценных металлов при изготовлении обычных бытовых вещей типа дверных ручек с вкраплением алмазов или золотой сантехники. Таким могут побаловать себя лишь единицы, однако, выставляя свои особняки на всеобщее обозрение, они вызывают скорее негативное отношение к себе со стороны окружающих.

Пошлые шутки - что это?

О том, что такое пошлость в анекдотах и различных шутках, сейчас сказать сложно, так как то, что считалось зазорным ранее, сейчас воспринимается как норма. К примеру, смех вызывают истории о наркоманах «под кайфом», сотрудниках ГАИ и милиции, не вовремя приехавших из командировки мужьях. В сравнении с шутками времен СССР, нынешние стали более жесткими, колкими, обидными. Пересматривая современные юмористические программы, приходишь к выводу, что многие из них готовы смеяться даже над человеческим горем. Часто пошлость граничит с остроумием, но редко кто улавливает эту грань. Из-за, казалось бы, невинной на первый взгляд шутки может затаиться обида на всю жизнь. Поэтому нужно предельно осторожно шутить над поступками людей или высмеивать внешний вид, чтобы не заработать в их лице врагов. Вот что такое «пошлость» в современном масштабе.