Психология. Как избавиться от постоянного обвинителя внутри себя? Психология Что считать ИПО

К торможению интеллектуальной деятельности может привести «…и чувство повышенной ответственности.Это заметнее всего при ухудшении результатов, показываемых участниками каких-либо ответственных соревнований, будь то спортивная игра или олимпиада по математике, перед которой тренер (учитель) долго «накачивает» участников, объясняя, что произойдёт в случае неудачи. Каждой проблеме должен соответствовать свой уровень и характер мотивации.

Мне довелось испытать этот закон на себе. Попав в телепередачу «Что? Где? Когда?» , я прошёл отборочные туры блестяще (это не хвастовство, а оценка, данная организаторами отбора). Но как только сел за игровой стол - меня буквально замкнуло. Я посчитал это досадным сбоем, тем более что за пределами стола игра шла по-прежнему легко - я расщёлкивал любой вопрос. Опять сажусь в телеигру - и вновь жёстко торможу. Точно по поговорке, популярной в нашей игре: «Вероятность ошибки обратно пропорциональна расстоянию до стола».

Это игровое бессилие стало буквально наваждением. В конце концов я решил, что из игры надо уходить. Но тут Андрей Каморин и Сергей Царьков пригласили меня во вновь созданную команду. И я решил: сыграю последнюю игру. А в последней, понятно, ответственность меньше: всё равно на дальнейшую судьбу она не повлияет. Но при счёте 0:3 накопилась спортивная злость - и в условиях, когда мотивация уже не давила, игра наконец-то пошла. Психологический порочный круг разомкнулся – и я наконец заиграл в полную силу.

Высокое напряжение в нейронной сети, как в электрической, пробивает изоляцию и создаёт опасные замкнутые контуры. Чтобы избежать пробоев, желательно заранее готовить себя к действиям под давлением мотивационного стресса - тренироваться в условиях, как говорится, максимально приближенных к боевым.

Латыпов Н.Н., Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта, М., «Вече», 2010 г., с. 65.

Если производственная травма получена при осуществлении деятельности, связанной с источником повышенной опасности (ИПО), то работодатель обязан возместить потерпевшему ущерб, причиненный источником . Рассмотрим особенности осуществления компенсации.

Согласно ст. 1079 ГК РФ деятельностью, связанной с ИПО, следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ИПО со стороны человека (например, управление транспортным средством (ТС), проведение строительных работ), а также использование, транспортировку, хранение предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих свойствами источника повышенной опасности (в частности, хранение, распыление ядохимикатов).

Что считать ИПО?

Пункт 1 ст. 1079 ГК РФ содержит перечень ИПО: использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, взрывчатых веществ и т. п., осуществление строительства и иной связанной с ним деятельности и др. Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающем. Значит, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, также вправе признать ИПО иную деятельность, не указанную в перечне .

Суд вправе признать деятельность источником повышенной опасности, учтя особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе названной деятельности.

Согласно мнению Верховного суда ущерб считается причиненным источником повышенной опасности, если является результатом действия этого источника или проявления его вредоносных свойств (например, травма, полученная из-за ДТП). Однако если вред причинен ИПО, но не является проявлением или следствием его вредоносных свойств, то вред возмещается на общих основаниях (например, пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину) .

Ответственность за вред, причиненный ИПО

Рассмотрим примеры судебных решений. Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 09АП-27306/2013-ГК по делу №А40-140375/12: принимая решение об отказе в удовлетворении апелляции, суд руководствовался тем, что трубопровод, на котором субподрядчик производил огневые работы, не эксплуатировался, был отключен и разрезан, поэтому вред причинен не ИПО, поскольку не был результатом его действия или проявления его вредоносных свойств.

Генподрядчик заключил с субподрядчиком договор, по условиям которого последний обязался выполнить комплекс работ по монтажу трубопровода. При проведении работ в трубопроводе произошел хлопок газа, в результате чего ударная волна, распространившаяся по трубе, причинила вред здоровью бетонщика. По данному факту был составлен акт о несчастном случае на производстве.

По иску о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда с субподрядчика, у которого работал бетонщик, были взысканы средства. Суд указал, что генподрядчик не несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью названного работника.

Субподрядчик не смог доказать, что вред причинен ИПО (трубопроводом), то есть явился результатом его действия или проявления его вредоносного свойства. Ссылка субподрядчика на то, что по акту строительная площадка не передавалась ему подрядчиком, был отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку работы, повлекшие несчастный случай, производились в рамках договорных отношений, по условиям которых ответственность за безопасное производство работ возлагается на субподрядчика, а он не обеспечил надлежащий технический надзор и контроль за безопасностью производства работ.

Показательно также Апелляционное определение Калининградского областного суда от 23.07.2014 по делу № 33-3201/2014. Автомобиль получил повреждения, сбив корову, вышедшую на проезжую часть в темное время суток. Владелец автомобиля подал иск на организацию, которой принадлежала корова. Суд первой инстанции признал владельца коровы виновным в необеспечении должного надзора за животными, в связи с чем одна из коров переходила автодорогу без присмотра в темное время суток, став ИПО.

Апелляционный суд отменил данное решение, не признав животное ИПО. Суд учел, что вред, причиненный коровой, не явился результатом действия или проявления ее вредоносных свойств. Если бы корова повредила автомобиль, напав на него и боднув рогами, то суд был бы на стороне автовладельца. Однако в ситуации с ДТП суд указал, что корову (домашнее животное, то есть животное, используемое человеком в своей деятельности), находящуюся на автомобильной дороге, нельзя признать ИПО. Умысел собственника коровы причинить вред отсутствовал. Поэтому суд посчитал, что в действиях организации, которой принадлежала корова, отсутствует вина в причинении материального ущерба автовладельцу. Суд указал на прямую вину водителя в таком ДТП: он вел автомобиль (ИПО) со скоростью, не соответствовавшей дорожным и метеорологическим условиям, не учитывая в должной степени видимость в направлении движения (сумерки, туман), характер местности, возможность появления животных на данном участке дороги и особенности их поведения.

Кто является владельцем ИПО?

Обязанность по возмещению вреда, причиненного ИПО, возлагается на владельца этого источника (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать или гражданина, которые используют ИПО в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления ТС, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему ИПО) .

При определении владельца ИПО также возникает ряд вопросов.

Кто является владельцем ИПО, если срок аренды автомобиля истек, но водитель-арендатор – виновник аварии?

Окончание срока действия договора не влечет прекращение обязательств сторон по договору . Если автомобиль не передан арендодателю по истечении срока аренды согласно договору, то владельцем ИПО на момент совершения аварии признается арендатор. Кроме того, если в договоре аренды прописаны условия его автоматического продления, он будет считаться продленным при соблюдении этих условий.

Рассмотрим Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2014 по делу № А56-78428/2013. Арендованный автомобиль столкнулся с грузовиком. Виновным в аварии был признан арендатор, управлявший автомобилем. По договору срок аренды автомобиля на момент совершения ДТП истек. Поэтому владелец компенсацию ущерба грузовика через суд взыскал с арендодателя как собственника ТС. Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако если будет установлена вина владельца в противоправном изъятии данного источника из его обладания , то ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее ИПО.

Рассмотрим Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 13.11.2014 по делу № 33-10775. Несовершеннолетний совершил ДТП, управляя автомобилем. Суд обязал сестру как владельца ИПО возместить вред, причиненный машине второго участника ДТП. В апелляции сестра отрицала свою вину, указав, что ключи от ТС брат выкрал, когда она спала, то есть завладел ТС без согласия владельца. Суд отказал в удовлетворении жалобы, придя к выводу о наличии вины в действиях владельца ИПО. Находясь по месту жительства своего несовершеннолетнего брата, она не обеспечила сохранность принадлежащего ей ИПО, поскольку допустила свободный доступ к ключам от автомобиля и к самому автомобилю лица, не имеющего права на его управление. То обстоятельство, что она не рассчитывала, что брат воспользуется ее автомобилем по своему усмотрению, не устранило ее ответственность. Степень вины собственника автомобиля судебная коллегия признала равной 70%, степень вины причинителя вреда –30%.

Аналогичное решение – в Апелляционном определении Челябинского областного суда от 26.08.2014 г. по делу № 11-8017/2014. Мужчина распивал водку со случайным знакомым, оставив ключи в замке зажигания. Собутыльник воспользовался возможностью и угнал автомобиль, на котором впоследствии совершил ДТП. Судебная коллегия признала степень вины собственника автомобиля и виновника ДТП в равных долях.

При обращении лица с иском о взыскании вреда, причиненного ИПО, истцу следует доказать: факт наступления вреда, причинную связь между действиями ответчика и наступлением вреда и размер вреда. Требование о взыскании вреда может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности. При определении размера возмещения суд учитывает степень вины как причинителя вреда, так и потерпевшего.

Пункт. 1 ст. 1079 ГК РФ.

Пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (далее – Постановление ВС РФ № 1).

Ответственность - это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством. На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности. Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил. Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными. Можно выделить:

Высокий уровень ответственности - ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности - по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности - проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни - это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность - может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность. Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е. актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным. Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности. Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни. Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких - членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли. Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него. Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил. Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К. Роджерсу, характеризуется следующим:

вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома;

постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого;

улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими;

сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;

спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Позволяя близкому человеку самому принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему осознавать переживания, можно чувствовать себя ответственным за него и позволить ему быть ответственным за тебя.

С точки зрения ответственности можно установить два типа личности - зрелая и инфантильная. Исследователи выделяют следующие психологические характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С субъективной стороны ответственность - это показатель свободы личности, самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми. Инфантильность определяется сохранением в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т. д. Инфантильная личность либо не знает или не пытается предположить последствия своих действий, либо оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которая для нее совпадает с наказанием.

Возможны различные способы избегания ответственности. Например, анализируя поведение человека в толпе, многие исследователи отмечают, что чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее в каждом из них проявляется чувство ответственности. Благодаря численности возникает сознание непреодолимой силы и в то же время анонимности, толпа устанавливает свои законы - законы хаоса и стихии (толпа замещает собой в этот момент общество, государство), и человек легко утрачивает прежнюю ответственность. Избежать самостоятельного решения, а следовательно и, чувства ответственности за него можно, выразив согласие с решением группы, семьи.

Часто выполнение приказа, требований начальника, своих профессиональных или гражданских обязанностей происходит на уровне автоматизированных действий. Эти действия не считаются своими, они не контролируются с точки зрения внутренних ценностей, следовательно, человек не просчитывает возможные последствия предпринимаемых действий, не заботится об исходе дела. Э. Фромм ввел в психологию понятие «автоматического конформизма». Это механизм, с помощью которого человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, не испытывает больше страха одиночества и бессилия. Субъективное переживание ответственности исчезает, так как все остальные ничем не отличаются от него. Ответственным за все становится общество, которое сделало человека таким, каков он есть.

Ответственность отличается от обязанности степенью внутренней осознанности. В обязанности сказывается элемент внешней принудительной силы. Ответственность можно рассматривать как частный случай проявления долга, конкретизацию его требований.

Об ответственности человека можно судить лишь по ее проявлениям в деятельности, поступках, отношении к людям, хотя конкретные социально-психологические исследования показали, что между внешне наблюдаемым поведением и ценностными установками отсутствует прямое соответствие. Таким образом, выполнение социальных норм может мало говорить об ответственности.

Структура ответственности как качества личности включает:

осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами как социальными ценностями;

осознание своей социальной ценности и общественной роли;

предвидение последствий выбора, решений, действий;

критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей;

стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире;

самоотчет и самооценку;

готовность отвечать за свои действия;

социально ответственную деятельность.


У любого дела есть ответственный – тот, кто отвечает за организацию процесса и конечный результат. У ответственности есть много оттенков и мест применения. Есть материально ответственное лицо. Бывает уголовная ответственность, юридическая, командная, гражданско-правовая. Ответственность имеется даже тогда, когда человек о ней не знает (“незнание закона не освобождает от ответственности”). С другой, всегда есть люди, которые берут на себя больше, чем могут и должны. Таких людей называют гиперответственными. Что же делать с этим качеством и как от него избавиться, чтобы не брать чужую ответственность?

Что такое ответственность и гиперответственность

Определение из Википедии:

Ответственность – личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий… и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

В итоге ответственный человек заранее понимает, что от его действий зависит результат. Это правильный подход, особенно если ответственность большая, как, например:

  • у родителей;
  • водителей;
  • работающих на высоте, со сложными механизмами;
  • предпринимателей.

Ответственность важна даже для психолога, психотерапевта – особенно если он работает с человеком, имеющим психологические травмы, или суицидальным клиентом.

Но если тот же психолог из примера будет брать на себя ответственность за то, совершит ли его клиент суицид, или нет – это будет считаться . Разница очень проста и одновременно сложна. Простая часть:

Мы не можем и не вправе брать ответственность за взрослых людей – они сами совершают поступки.

Сложная часть заключается в том, что именно мы можем сделать. Взрослый человек по отношению к ребенку ответственен за всё – но он не может “рулить” процессами внутри ребенка. Например, тепло и по погоде одеть ребенка, чтобы он не заболел, мы называем ответственностью. А как только родитель начинает переживать, что выбрал неправильного врача, или схему лечения, или вообще за то, что ребенок простудился – появляется приставка гипер-. Это чрезмерные обязательства, которые не в силах выдержать ни один человек. И такие обязательства не имеют ничего общего с нормальной человеческой ответственностью .

Ответственность – адекватное понимание, что человек сделал и как это повлияло на результат.

Гипер-, то есть сверхответственность – присвоение себе обязанности отвечать за то, что за пределами человеческих возможностей.

Пример. Невозможно с полной серьезностью отвечать за настроение другого человека, его мысли, его убеждения. Все это человек выбирает сам. Невозможно полностью контролировать действия другого – даже если это маленький ребенок, а тем более если это взрослый.

  • Алкоголик сам выбирает пить.
  • Зависимый от любви сам выбирает страдать по другому, эмоционально зависеть не от себя, а от действий и даже слов любимого.

Откуда “растут ноги” у гиперответственности?

Брать обязательства должен не только каждый взрослый человек, но и ребенок. К примеру, уголовная ответственность у ребенка в РБ наступает с 16-летнего возраста (на момент совершения преступления). Но часто вместо обычного “отвечай за свои слова!” образуется гиперответственность. Самые частые варианты:

  • человек эмоционально “обслуживает” другого, т.е. заботится о самочувствии, настроении близкого;
  • ребенок обрабатывает (“контейнирует”, выдерживает) чувства и переживания родителя;
  • от ответственности за состояние/настроение другого зависит жизнь, здоровье, благополучие.

Гиперответственность у детей встречается чаще там, где им либо выдвигают непомерные требования (задачи не по возрасту), выдают ответственность за состояние родителя (“ты пойдешь гулять, и у меня сердце разорвется”), либо бросают. Второй вариант тоже плох, несмотря на самостоятельность ребенка. Ведь вместо того чтобы полагаться на родителей, взрослых, они вынуждены сами себя останавливать, сами себе “выставлять границы”.

Фактически дети становятся “маленькими взрослыми”.

Главная причина гиперответственности – непонимание своих границ. Где я, где мое, где начинается другой человек и его границы. Какие действия (чьи) вызвали вот такие последствия. А продавливать границы “помогают” такие чувства, как:

  • страх (последствия страшны, нужно сделать все, чтобы избежать страшного события);
  • вина (особенно токсическая, чрезмерная, “все из-за меня”);
  • тревога (незнание будущего порождает попытки его контролировать).

Тест на гиперответственность

Если вы подозреваете у себя синдром гиперответственности, не торопитесь делать поспешные выводы. Протестируйте себя. Ответьте на простые вопросы:

  1. Часто ли вы нагружены массой разных дел?
  2. Хватает ли вам времени на себя?
  3. Охотно ли вы беретесь за новые задачи?
  4. Знакомо ли вам чувство, что вы постоянно кому-то что-то должны?
  5. Переживания и сложности близких для вас – на первом месте?
  6. Вы склонны контролировать действия других, так, будто без вас ничего не получится?
  7. Вас раздражают люди, которые не контролируют происходящее, вам кажется, что они безответственны?
  8. Вы не можете сказать “нет”: родным, близким, начальству, так, как будто это запрещено или все рухнет без вашего участия?

Даже половины ответов “да” хватает, чтобы понять: вы гиперответственный человек. Вам свойственно винить себя в промахах, контролировать действия других и самому страдать от чрезмерной нагрузки.

Кучу эмоциональных сил можно сэкономить, если не включаться в “игру в Атланта, поддерживающего небосвод”. Поверьте, мир без вас не рухнет!

Как избавиться от гиперответственности в 3 приема

Если вы заметили у себя гиперответственность, ищете, как избавиться от этого синдрома, запомните всего три шага. Это разделение ответственности (границ), признание, что другой человек – личность, и поднятие ценности того, что вы делаете. По большому счету, каждому достаточно перестать быть “хорошим мальчиком” или “хорошей девочкой”, признать себя – центром, но своей вселенной.

Признав свою гиперответственность, разберитесь, как с ней бороться правильно.

Шаг 1. Брать паузу, если вас “высаживают на коня”, разводят на эмоции. Скорее всего, вами манипулируют с простой целью – чтобы отвечали вы.

Шаг 2. Признавать за другими право действовать своими способами и в своих интересах. То есть, контролем вы не добьетесь безопасного и предсказуемого поведения. Можно только обмениваться: ты сделаешь это вот так, потому что это важно мне. А я сделаю что-то другое, важное для тебя. Взаимная заинтересованность лучше, чем контроль, из-под которого другие так и норовят выскользнуть. Важно: если вы состоите в отношениях с алкоголиком, наркоманом, т.е. человеком ненадежным, вам придется сильно-сильно разделить границы, чтобы не вовлекаться в контроль и опеку.

Шаг 3. Адекватная самооценка – ключ к счастью. Если вы знаете, что вы умеете и не умеете как работник, вас невозможно будет “развести” на чрезмерную ответственность. Если вы в курсе, чем ценны как женщина/мужчина, вами не получится манипулировать “похудей – тогда полюблю”, “делай как я сказал(а)”, “какой из тебя мужик”, “ты неженственная”.

Гиперответственные люди – “хорошие девочки” и “хорошие мальчики”

Если вы внимательно читали о причинах гиперответственности, вы заметили, что ребенку внушалось “ты плохой”, “ты отвечаешь за все – и у тебя не получается”. Либо вовсе бросали, не давая ему так называемой обратной связи. Такой человек вырастает – и еще долго доказывает, что он хороший. Он (или она) идут в отношения – чтобы им об этом сказали. Они так устраиваются на работу – чтобы их признали хорошими, важными, ценными.

И как назло, не получают этого.

По одной простой причине. На работе люди – работают, а повышают самооценку и утверждаются в собственной хорошести уже в третью очередь. Редко кто хвалит своих работников за выполненную задачу. Для этого, считается, есть зарплата. В отношениях люди друг с другом, по большому счету, играют, интересуют друг друга, волнуют. А хороший человек сделает что-нибудь – и ждет правильного, нужного ему отклика. В психологии гиперответственность рассматривают как “ответственность не за себя”, т.е. хороший мальчик или хорошая девочка ждут, что они могут что-то сделать (правильное), чтобы получить (от заместителя родителя) правильную обратную связь.

Так образуется ответственность за состояние, настроение, убеждения другого человека. А это не приводит к желаемому результату.

  • Либо второму (работодателю, партнеру) это не интересно.
  • Либо ему это на руку – и он начинает манипулировать.

Оба варианта для гиперответственного – проигрышные.

Ему следует отцепить свою самооценку (недаром она – “само”) от других людей и начать оценивать себя а) адекватнее, не так жестко, б) самому, а не исходя из настроения и состояния другого.

Это же помогает вовремя выйти из зависимых отношений, перестать контролировать детей, родственников, отвечать за весь мир, и, если честно, чертовски от этого уставать.

Пишу вам это как бывший гиперответственный человек.

И желаю, чтобы ваша нормальная, здоровая ответственность только помогала укреплять личность.

ОПИСАНИЕ

Являясь детьми, выросшими в дисфункциональной семье, мы чувствовали ответственность за все, что происходит. Мы старались быть «образцовыми детьми», чтобы разрешить проблемы своих родителей. В нас сформировалось убеждение, что мы в ответе за эмоции и поступки других людей, и даже за исход событий. Мы гиперчувствительны к нуждам других, и мы предпринимаем попытки нести ответственность за окружающих. Нам важно быть как можно более совершенными. Мы беремся за вещи, за которые люди будут нас ценить. Наше чувство ответственности заставляет нас перегибать палку, и мы склонны брать на себя больше, чем мы можем вынести.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. СМОТРЕТЬ НА ЖИЗНЬ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО
  2. КОСНОСТЬ
  3. ЛОЖНАЯ ГОРДОСТЬ
  4. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  5. БИТВА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ
  6. ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  7. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
  1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые характеризуют вас как чрезмерно ответственного человека.
  2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, страх, перфекционизм, вина, обида).
  3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ЧРЕЗМЕРНО РАЗВИТОГО ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ОПИСАНИЕ

Принятие факта, что мы не несем ответственность за других людей, высвобождает время, чтобы позаботиться о себе. Мы понимаем, что мы не властны над жизнью других людей, мы осознаем, что люди сами отвечают за свои действия. Когда мы несем ответственность за собственные действия, мы осознаем, что должны заботиться о выполнении своих потребностей и полагаться на руководство Высшей Силы. Мы находим время, чтобы поддерживать и подпитывать самих себя, также как и других.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ
  2. НАСЛАЖДАТЬСЯ ДОСУГОМ
  3. ПРИНИМАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что вы не несете ответственности за других людей.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы даете окружающим возможность позаботиться о себе и начинаете заботиться о себе?

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ОПИСАНИЕ

Мы не можем четко и с уверенностью разобраться в своих физических ощущениях по отношению к другим людям, особенно к тем, с которыми мы в тесных взаимоотношениях или с кем мы хотели бы быть эмоционально близки. Мы привыкли рассматривать наши сексуальные ощущения как что-то неестественное, ненормальное. Нам не удается выработать здоровое отношение о собственной сексуальности, так как мы не делимся своими чувствами с другими. Возможно, нас наказаывали в детстве за то, что мы со сверстниками исследовали собственную сексуальность. Мы получили установку «Секс – это грязно, это не обсуждается, его нужно избегать».

Некоторые из нас считали своих родителей бесполыми существами и думали, что мы появились на свет в результате «непорочного зачатия». Возможно, мы стали жертваим домогательств со стороны родителя или близкого родственника, который не контролировал себя в результате злоупотребления спиртным или изменяющими сознание веществами. Нам дискомфортно в нашей текущей роли в интимных отношениях, а возможно мы и вовсе не удовлетворены. У нас выработался запрет на обсуждение сексуальных отношений с нашим партнером, так как мы боимся, что он не поймет нас и оставит. Если у нас есть дети, мы, возможно, избегаем обсуждений вопросов сексуальности и отрицаем их потребность в сексуальном самоопределении.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ПОХОТЬ
  2. ИНЦЕСТ
  3. СЕКСУАЛЬНАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ
  4. ОЗАБОЧЕННОСТЬ
  5. СМЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
  6. ПОТЕРЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  7. ФРИГИДНОСТЬ
  8. ИМПОТЕНЦИЯ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что у вас проблемы с сексуальностью.

2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, неадекватность, беспокойство, отсутствие безопасности, вина).

3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ НЕЗДОРОВОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

Когда мы опираемся на всеобъемлющую любовь своей Высшей Силы, наша самоценность растет. По мере того, как мы растим любовь к себе и способность заботиться о себе, мы стремимся к здоровым людям, которые любят и заботятся о себе. Мы больше не боимся вкладывать в отношения и лучше готовы к тому, чтобы устанавливать здоровые взаимоотношения – на эмоциональном, интеллектуальнмо и физическом уровнях. Мы чувствуем себя более защищенно, рассказывая другим людям о своих чувствах, сильных и слабых сторонах. Наша уверенность в себе крепнет, и мы позволяем себе быть уязвимыми. Мы отказываемся от потребности быть совершенными и искать совершенства в других и, благодаря этому, открываемся обсуждениям и переменам. Мы честны относительно собственной сексуальности в разговорах со своими детьми, и мы принимаем их потребность в информации и развитии сексуального самоопределения.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЧЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
  2. УЧИТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  3. ДЕЛИТЬСЯ ИНТИМНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ
  4. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  5. ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что ваше поведение меняется.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы чувствуете себя более уверенно в сексуальной сфере?


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (НЕДОСТАТКИ)

Перечисляя ваши недостатки, используйте следующие характеристики для идентификации ваших действий. Перечитайте то, что вы написали в вашем самоииследовании и опишите, каким образом проявляются следующие характеристики.

  1. ГОРДОСТЬ : чрезмерная самооценка. Демонстрация превосходства.
  2. ЖАДНОСТЬ (эгоизм): Чрезмерное стремление к обогащению. Нам всегда не хватает. Энергия сосредоточена на добывании. В процессе добычи мы раним других людей.
  3. ПОХОТЬ (озабоченность): Сильное желание, потребность или сексуальное стремление. Часто в основе его лежит страх покинутости.
  4. НЕЧЕСТНОСТЬ (лживость). Склонность к обману или нечестному получению. Оправдание собственного поведения ссылками на нечестность других людей.
  5. ЧРЕВОУГОДИЕ (ненасытность): привычка жадно и чрезмерно есть или пить. Страх отвержения или чувство бесполезности.
  6. ЗАВИСТЬ (ревность). Болезненное или обиженное восприятие преимуществ, полученных другим человеком, сопровождающееся желанием обладать этим же преимуществом. Убежденность, что посторонний человек может стать источником любви к себе.
  7. ЛЕНЬ. Избегание деятельности, отсутствие энергии или желания. Страх ответственности.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, что вы обнаружили в ходе исследования этого недостатка, что повлекло за ним характеристики, перечисленные выше (например, поиск одобрения может вести к нечестности).


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (ДОСТОИНСТВА)

В выздоровлении мы заменяем страх верой и укрепляем наше доверие Высшей Силе. Мы смотрим на себя как на сочетание желаемых и менее желаемых черт характера. Мы принимаем себя и все, что связано с нами.

  1. СМИРЕНИЕ (Скромность): Признавать бессилие и неуправляемость, также, как мы признаем свои сильные и слабые стороны.
  2. ЩЕДРОСТЬ (Готовность делиться): Когда мы находимся в мире с собой, у нас появляются силы заботиться о благосостоянии и счастье других людей.
  3. УВЕРЕННОСТЬ И ПРИНЯТИЕ СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ : Чувствовать себя комфортно, быть чувственным, не вступая при этом в гонку за сексуальными победами. Ясно выражать свои сексуальные предпочтения партнеру.
  4. ЧЕСТНОСТЬ: Говорить правду, смотреть в лицо фактам, отвечать на вопросы о нашем поведении с чувством безопасности и уверенности.
  5. СДЕРЖАННОСТЬ: Умеренность в действиях, мыслях и чувствах. Перестать использовать еду и напитки для заглушения чувств или выравнивания низкой самооценки.
  6. ДРУЖЕЛЮБИЕ, НАДЕЖНОСТЬ : Выражать окружающим поддержку и поощрение.
  7. ЭНЕРГИЧНОСТЬ: Инициативность, самостоятельное выполнение задач. Живость, активность. Внимательное отношение к работе, рационализаторство.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, как меняется этот недостаток по мере выздоровления (например, говорить правду о своих чувствах).


Анoнимные алкoгoлики, Всемирная Служба Анoнимных Алкoгoликoв (Нью Иoрк), страница 63