Младший сын Александра Невского: биография и интересные факты. Князь даниил александрович и его братья

Первый удельный князь Московский, родоначальник московской ветви династии Рюриковичей.

Даниил Александрович родился в 1261 году. Он был младшим сыном великого князя Владимирского от второго брака.

После смерти отца в 1263 году Даниил Александрович получил в удел которая, ввиду малозначительности, ранее не имела своего князя. В последующие годы он находился под опекой своего дяди, тверского князя Ярослава Ярославича.

Русские летописцы не отметили года, в котором Даниил Александрович сел на свое княжение. Первые сведения о нем как о самостоятельном государе относятся к 1282 году, когда в союзе с новгородцами и тверским князем Святославом Ярославичем московский князь выступил против своего брата - великого князя Владимирского Дмитрия Александровича. Вскоре, однако, стороны заключили мир.

В 1287 году по приказу великого князя Даниил Александрович вместе с прочими князьями участвовал в походе на против Михаила Ярославича.

В 1296 году на княжеском съезде вместе с Михаилом Ярославичем он выступал в защиту своего племянника Переяславского князя Ивана Дмитриевича против намерения великого князя Андрея Александровича взять в свои руки . Осенью этого же года новгородцы изгнали из наместников Андрея и пригласили на княжение Даниила Александровича, который отправил в своего сына Ивана (будущего ) и заключил с Михаилом союз, направленный против Андрея. Союзники подошли со своими войсками к и этим вынудили великого князя заключить с ними мир.

В 1298 году союзники вновь отстояли от претензий Андрея Александровича, однако Даниил Александрович вынужден был уступить тому новгородское княжение. На съезде 1300-1301 годов в от союза трех князей откололся Михаил Ярославич.

Осенью того же года Даниил Александрович присоединил к своим владениям и еще ряд волостей, затем пошел на Переяславль-Рязанский (ныне ) и в битве под этим городом взял в плен рязанского князя Константина Романовича.

В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич, передавший перед смертью Переславское княжество Даниилу Александровичу. Великий князь Андрей Александрович, давно уже посягавший на , отправил туда своих бояр и тиунов, но Даниил Александрович выгнал их оттуда и посадил своих наместников, закрепив за и это владение.

Даниил Александрович скончался в в ночь с 4 на 5 марта 1303 года. Перед смертью он принял монашеский постриг и был похоронен в основанном им Даниловом монастыре. В 1652 году он был канонизирован православной церковью.

Князь Даниил Московский стал первым «собирателем» русских земель: за годы его правления территория Московского княжества увеличилась более чем в два раза.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Годы правления:1276-1303

Из биографии

  • Даниил Александрович Московский — сын Александра Невского, основатель Московской династии князей. Будучи вторым сыном, он не претендовал на великокняжеский Владимирский престол, но сумел так возвысить Московское княжество, что оно стало центром собирания земель русских.
  • Решительный, умный, дальновидный политик.
  • Князя любил народ за его справедливость, благочестие, милосердие. Никогда не использовал насилие и оружие, чтобы присоединить соседние земли (так пишут о нём в летописи)
  • Московское княжество, полученное Даниилом в наследство, было небольшим и незавидным. Именно он сумел укрепить его, расширить.
  • О деятельности Даниила Александровича мы узнаём из « Степенной книги». Летописец, конечно, идеализировал образ князя, описывал его таким, каким должен был быть основатель Московской династии. Даниил не был уж так прост. Он порой проявлял и силу, и даже жестокость, не случайно князья его побивались и стремились не ссориться с ним. Но по летописи мы видим кроткого, миролюбивого, дружелюбного князя.
  • Даниил был канонизирован церковью — это Даниил Благоверный.

Исторический портрет Даниила Александровича

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Укрепление власти князя Московского. Московское княжество стало одним из сильных при Данииле. Он расширял его границы, стремился предотвратить усобицы. Вёл миролюбивую политику. Однако и ему пришлось не раз вести борьбу для усиления своей власти.Этапы феодальных войн:1283-Даниил с братом Андреем выступают против брата Дмитрия, претендовавшего на великокняжеский престол Андрея.1293 — брат Андрей вместе с « дюденевой ратью» опустошал русские города, Даниил вынужден впустить их в Москву, чтобы избежать кровопролития (сил для отпора не было). Даниил и здесь стремился избежать кровопролития. Даниил не мстил за обиду. За что Андрей передал ему Великое княжение в 1296.

1300- рязанский князь Константин призвал татар для борьбы с Московским князем. Даниил одержал первую победу над татарами. Пусть небольшую, но победу.

Стремление прекратить междоусобицы. 1301- участвовал в Дмитровском съезде князей, цель которого — прекратить усобицы (кроме него, участвовали Владимирский князь Андрей Александрович, Тверской Михаил Ярославич, Переяславский Иван Дмитриевич).
Расширение территории княжества. В 1300 году начинает политику присоединения земель к княжеству: 1330- Рязань, 1301-Коломна, 1302-Перяславль- Залесский (был передан Даниилу племянником), 1303- Можайск.
Укрепление Московского княжества. Даниил вёл активное оборонительное строительство. Так, Данилов монастырь был настоящей крепостью, охраняющей южные границы княжества.
Градостроительство, развитие культуры. 1282- в Москве был основан первый мужской монастырь- Данилов. В 1296 — Богоявленский монастырь в Москве, в 1272- храм святых Петра и Павла на Крутицах.

2. Внешняя политика

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Даниил Александрович вошёл в историю как основатель Московской династии князей.
  • При нём возросло политическое влияние Москвы, московское княжество стало великим, могучим и сильным, центром Руси.
  • Князь значительно расширил и укрепил княжество.
  • Многое делал для предотвращения усобиц между князьями, понимая, что в период ига Золотой Орды только в единстве сила, стал одним из инициаторов Дмитровского съезда князей.
  • Стремление к миру дало свои результаты: при Данииле не было набегов на княжество со стороны татар.
  • Народ помнит и чтит память о Данииле Александровиче, Благоверном, святом. В 1997 году в честь 850-летия основания Москвы в столице установлен памятник князю Даниилу Московскому В левой руке у него храм, в правой- меч. Оружие он держит не в боевой готовности. Этим словно показывает, что войны- не угодны Богу.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

На долю Даниила выпала трудная задача создать из маленького городка мощное княжество, которое при сыне Даниила, князе Иване Калите, смогло победить в междоусобной борьбе и в итоге стать объединителем Руси.

В науке существуют разные мнения о первом князе Москвы. Классик русской истории, В.О.Ключевский, считал первых московских князей посредственными личностями, которые почти не отличались один от другого. А современный исследователь Н.С.Борисов, наоборот, утверждает, что Даниил был выдающейся фигурой своего времени.

Первый правитель средневековой Москвы, Даниил был четвертым, младшим сыном Александра Невского. Отец завещал Даниилу в удел Москву, которая, ввиду малозначительности, ранее не имела своего князя.

Александр Невский умер в 1263 г., и двухлетний Даниил воспитывался у своего дяди, Ярослава Тверского. Русские летописцы не отметили года, в котором Даниил сел на свое княжение. Впервые московский князь Даниил появился на страницах летописей в 1282 г., когда в союзе с тверским князем Святославом и свободолюбивыми горожанами Новгорода он выступил против великого князя Дмитрия, другого сына Александра Невского. Между Дмитрием и его младшим братом Андреем шла упорная борьба за право обладания титулом старейшего на Руси - великого князя. И в страшном 1283 г., когда Андрей привел на Русь татарскую Дюденеву рать, чтобы свергнуть своего брата-соперника, Москва была походя разорена свирепой кочевой конницей.

Через три года Даниил, понемногу оправившись после татарской рати, вступил в спор между великим князем Андреем и сыном умершего Дмитрия, Иваном. Андрей претендовал на Переяславль-Залесский, который Иван наследовал от отца. Ряд князей, среди них и Даниил, решили поддержать молодого переяславского князя. Войска противников сошлись у Юрьева-Польского, но в итоге дело было решено миром, и город остался за Иваном Дмитриевичем. С этого времени между московским и переяславским князьями установилась прочная дружба.

В 1300 г. Даниил перешел к политике захвата близлежащих земель. Его войско осадило столицу соседнего княжества Рязань и разбило оборонявшихся под стенами этого древнего города. Сам рязанский князь был захвачен в плен. В результате войны к Москве отошла рязанская Коломна, важный торговый центр, выгодно расположенный на слиянии рек Ока и Москва.

Через два года Москва сделала второе крупное земельное приобретение. Князь Иван Переяславский, умирая, завещал свой престол Даниилу. Великий князь Андрей, который давно точил зуб на Переяславское княжество, сразу заявил о своих правах на него. Но Даниил успел послать в город своего сына Юрия, и тот занял город при полной поддержке горожан.

В этот непростой для Москвы момент, 4 марта 1303 г., князь Даниил ушел из жизни (в возрасте 42 лет). В следующем году последовала смерть великого князя Андрея, который так и не сумел реализовать свои права на Переяславль.

По старшинству место Андрея должен был занять Михаил Ярославович Тверской, который отправился к хану Золотой Орды за утверждением на великое княжение. Ранее Михаил был союзником Даниила, но, став великим князем, он начал претендовать на Переяславль. Поэтому на период правления наследника Даниила, князя Юрия, развернулась ожесточенная борьба Москвы с Тверью.

Даниил перед смертью принял монашеский постриг и был похоронен в основанном им Даниловом монастыре.

Старая московская легенда гласит, что со временем место могилы родоначальника московской династии было забыто. И вот однажды один молодой дворянин из свиты князя Ивана III Московского, охотясь в этих местах, повстречал таинственного монаха, который прятал лицо и руки в длинном черном одеянии. Монах - им оказался умерший Даниил - велел передать своему правнуку слова укоризны. Ты, - сказал он, - сам здесь забавляешься, а меня забыл, и могила моя лежит в запустении. После этого случая могила была обновлена, и московское княжеское семейство стало молиться за Даниила в церкви.

В XVII в. многие русские князья XIII-XIV веков были объявлены русской церковью святыми. 30 августа 1652г. мощи князя Даниила были обретены и торжественно перенесены в храм Седьми Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, а сам основатель московского княжества был причислен к лику святых.