Ребенку 6 месяцев надо ли. Шестой месяц. Календарь развития ребенка. Нервно-психическое развитие и эмоции

Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает , ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

С 6 до 7 утра - кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной)
С 10 до 11 первой половины дня - прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога.
Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня - без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные .

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.


Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Кроха в 6 месяцев уже может сидеть сам. Если ваш малыш еще не сидит, не переживайте и делайте соответствующие упражнения Физическое развитие


За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.


Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Стимулируйте малыша к ползанию, поскольку это хорошо укрепляет спинку малышу.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу - все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:


  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

Поскольку ребенок 6 месяцев изучает игрушки ртом, следите за их чистотой

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития


  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Играйте вместе с малышом, так веселее и увлекательнее

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.


Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Грудное молоко остается основой рациона 6-месячного ребенка

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:


Просыпание и первое кормление (ребенок получает грудное молоко либо смесь), гигиенические процедуры.

Укладывание на первый дневной сон.

Просыпание и второе кормление (деткам на грудном вскармливании дают кашу, а малышам-искусственникам добавляют в нее масло), период бодрствования.

Прогулка, во время которой у ребенка обычно бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, третье кормление (младенец на грудном вскармливании получает овощное пюре, а малыш-искусственник - пюре с растительным маслом).

Период бодрствования и развивающие игры.

Прогулка, во время которой обычно бывает третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, четвертое кормление (оно включает фруктовое пюре и грудное молочко либо смесь).

Период бодрствования.

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Ночное время

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники обычно для кормлений уже не просыпаются.

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Малыш должен чувствовать любовь со стороны родителей, это является залогом его психологического здоровья Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги - эксперта по интеллектуальному развитию.

С каждым месяцем жизни новорожденный ребенок приобретает все новые знания и умения. Молодые родители с удовольствием наблюдают за малышом и отмечают все освоенные им навыки.

В 6 месяцев в жизни крохи наступает особая дата – полугодие с момента его появления на свет. К этому времени как мальчики, так и девочки становятся очень активными и постигают новые знания просто с невероятной скоростью. В данной статье мы расскажем вам об особенностях развития ребенка-девочки в 6 месяцев и о том, на что следует обязательно обратить внимание в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка-девочки в 6 месяцев

В большинстве случаев девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. К моменту исполнения шестимесячного возраста будущая модница, как правило, уже умеет с легкостью переворачиваться в обе стороны – со спины на живот и с живота на спину. Этот навык является очень важным для каждого малыша, ведь с его помощью кроха может изменять положение своего тела в пространстве и становится намного более самостоятельным.

Пройдет совсем немного времени, и малышка, движимая природным любопытством и интересом к окружающим предметам, начнет подтягивать свое тело на руках, а еще позже – самостоятельно ползать. В некоторых случаях уровень развития ребенка-девочки в 6-7 месяцев уже позволяет ей перемещаться в горизонтальной плоскости, поэтому оставлять кроху в одиночестве теперь нельзя ни на минуту.

Кроме того, многие шестимесячные малышки уже осваивают навык самостоятельного сидения. Если же для вашей дочери это умение еще недоступно, вы можете ей в этом помочь, но только после предварительной консультации с врачом-педиатром. Костно-мышечная система и позвоночник младенцев не во всех случаях окончательно формируется к 6 месяцам, поэтому, прежде чем сажать малышку, необходимо оценить уровень ее подготовки с медицинской точки зрения.

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев

У большинства шестимесячных девочек во время игры присутствует активный лепет, то есть в речи у них появляются отрывочные слоги, состоящие из гласных и согласных звуков. Малышка становится очень эмоциональной, она пытается полностью завладеть вниманием мамы и общается с ней всеми доступными способами.

Вместе с тем, в присутствии незнакомых взрослых многие детки начинают стесняться – увидев нового человека, шестимесячный карапуз замирает, внимательно изучает его лицо и только после этого идет на контакт.

Для правильного и полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важны различные развивающие игры и занятия. Обязательно делайте своей дочке ежедневный «мамин» массаж и легкие гимнастические упражнения, которые вам посоветует врач для укрепления позвоночника и костно-мышечной системы малышки, а также не забывайте о важности пальчиковых игр, которые являются замечательным тренажером для развития мелкой моторики рук и активной речи ребенка.

Шесть месяцев – довольно значимая дата в жизни младенца. Так много событий и новых впечатлений именно на этом рубеже. Первый прикорм, первый зубик. И первые слога, хоть они и не осознаны.

Преодолев первое полугодие, малыш постепенно становится личностью, индивидуальностью со своими чертами и особенностями.

Растет и развивается младенец все с такой же интенсивностью, характерной для первого года жизни.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Родителям новорождённого будет полезно узнать, что умеет ребенок в 1 месяц. Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь ребенок в 2 месяца, какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит развитие ребенка в 3 месяца, каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет ребенок в 4 месяца. Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • Если малыш еще раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлекшись перекатыванием со спины на животик и наоборот.

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребенка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь еще.

  • Ребенок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лежа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лежа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть.

Если 6 месячный ребенок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • Ребенок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает свое тело вперед. Но так как мышцы ножек еще недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками.
  • Малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки.

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он легкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объем льющейся жидкости.

  • Продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребенком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребенок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «темный».

6-месячный ребенок начинает реагировать на свое имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребенок показывает все большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растет и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, все это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом все эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребенка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребенок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребенку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит ее, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребенка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать еще не может, просто подержать в руке ложечку во время приема пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребенок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в весе.

Вес ребенка в 6 месяцев, по сравнению с весом при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребенок в 6 месяцев, можно, сложив цифру веса при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 кило.

Рост ребенка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растете более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42-44 сантиметрам.

Более точно про идеальный вес и рост ребенка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор веса и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребенка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4-5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5-6 месяцев.

Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и гипотрофией.

После шести месяцев ребенку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Основные правила

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребенка.
  2. Время приема новой пищи – утро. Младенец в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
  3. Малый объем. Начинаем с 3-5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды. За 5-7 дней доводим объем питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.
  6. Многокомпонентные каши, овощные и фруктовые пюре вводим после монокомпонентных, месяцев в 7-8.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объема прикорма. И будет просить ее и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придет время, и малыш полностью перейдет на взрослое питание.

Режим дня и сон

В течение дня у малыша по-прежнему остается 2-3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6-7 часов, затем ребенок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определенная последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, - купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребенок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространенный период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши все тянут в рот. Особенно, когда там все чешется и болит. А распухшие десенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосет соску, самое время от нее отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребенка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Все окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребенка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребенка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребенка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос,

как научить ребенка цветам

Актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определенный перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев в обязательном порядке. И ребенок, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при легком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Одно дело – знать о проблемах питания ребенка «теоретически» и совсем другое – столкнуться с ними на практике. Как организовать ? В какое время, в каком виде и в каком количестве их предлагать? Эти вопросы часто ставят мам и пап в тупик. Надеемся, что примерные меню для подрастающего ребенка, публикацию которых мы начинаем в этом номере, станут тем образцом, который поможет вам составить индивидуальное меню для вашего малыша.

К 6 месяцам ребенок заметно подрос, стал более активным и деятельным. Он интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает их, все чаще издает гортанные, певучие звуки, повторяя их с разными интонациями. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается матери, отцу, другим людям, которых часто видит, и настораживается при виде незнакомых, реагирует на интонацию взрослых. Конечно, вы до сих пор кормите малыша грудью, но состав грудного молока уже не может полностью удовлетворить его потребности. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.

Меню ребенка 6 месяцев: новые блюда

Если ребенок, находящийся на естественном вскармливании, развивается нормально, то до 4 - 6 месяцев он не нуждается ни в каких дополнительных продуктах питания, в том числе фруктовом пюре и соках. Это относится и к тем детям, которые находясь на грудном вскармливании склонны к аллергии: если педиатр не выявляет какого-либо недостатка питания у ребенка 6 месяцев , то прикорм вводится в обычные сроки с учетом индивидуальной переносимости продуктов.

Дети-“искусственники” быстрее начинают испытывать нехватку ряда веществ, необходимых для нормального роста и развития. Следовательно, несколько раньше появляется потребность в дополнительном питании у детей 6 месяцев . Поэтому новые продукты в виде соков, а затем и фруктового пюре вводят в их рацион примерно в 3,5 - 4 месяца. Дети, получающие смеси, изготовленные на основе соевого белка или гидролизата белка (это бывает в случае аллергии на белки коровьего молока), раньше других испытывают нехватку животного белка. Поэтому в их рацион уже в 5 - 5,5 месяцев вводится мясное пюре из дважды вываренного мяса. При непереносимости говядины, телятины, белки которых по составу похожи на белки коровьего молока, рекомендуется использовать постную свинину, конину, мясо кролика, индейки или курицы, а также детское питание, содержащее конину или свинину. Однако вводить эти продукты детям с аллергией нужно осторожно, обязательно учитывая индивидуальную переносимость.

Меню ребенка 6 месяцев: новый рацион

На 5 месяце жизни ребенка следует кормить уже не 6, а 5 раз в день с промежутками в 3,5 часа и 10-часовым ночным перерывом. Прикорм лучше всего давать в обед (примерно около 13 часов), а если это почему-либо неудобно, то в любое другое кормление, кроме первого и последнего. В этом случае ребенку будет легче отвыкнуть от первого кормления (в 6 часов утра), а переедать на ночь детям вредно так же, как и взрослым.

Немолочный продукт следует предлагать перед кормлением грудью или молочной смесью - пока малыш еще голоден и пища его привлекает. Начните с малого объема (нескольких капель сока, половины чайной ложки пюре или каши). В течение 10 - 12 дней постепенно доведите количество пищи до нужного объема (для блюд прикорма этот объем составляет около 150 граммов). Чтобы ребенок научился глотать густую пищу, кормить его с ложечки надо терпеливо и осторожно; желательно, чтобы первая ложка малыша была мягкой (например, силиконовой).

Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, не настаивайте; принудительное кормление недопустимо!

Дайте ребенку сначала привыкнуть к одному блюду и лишь после этого вводите в другое. Вводя новый вид прикорма, опробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с половины чайной ложки кабачкового пюре. В течение недели давайте малышу только это пюре, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте половину чайной ложки пюре из горошка. Продолжайте постепенно увеличивать объем смеси из кабачка и горошка и т.д.

Начинать прикорм следует либо с каши, либо с овощного пюре. В тех случаях, когда у ребенка есть признаки рахита, анемии, пищевой аллергии, советуем начинать с овощного пюре. В состав пюре для детей с пищевой аллергией необходимо включать овощи только зеленой и белой окраски (кабачки, капусту, стручковую фасоль, горошек, картофель). Так как картофель обладает довольно высокими аллергенными свойствами, его количество не должно превышать 20% от общего объема пюре. Для приготовления пюре могут использоваться как натуральные (в том числе и замороженные) овощи, так и овощные консервы для детского питания из вышеперечисленных светлоокрашенных овощей. К овощному пюре добавляют растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) - предпочтительно рафинированное и дезодорированное.

Меню ребенка 6 месяцев с недостаточной массой тела, а также детям, у которых часты срыгивания, в качестве первого прикорма можно дать кашу. В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей. Лучше начинать с безглютеновых молочных каш (гречневая, кукурузная, рисовая). При этом предпочтение следует отдавать кашам для детского питания промышленного производства, которые готовятся из экологически чистого сырья, обогащены витаминами, минеральными солями (в том числе железом) и не требуют варки. Даже если ваш ребенок здоров, у него нет признаков аллергической настроенности и вы предпочитаете готовить кашу самостоятельно, до 8 месяцев желательно не использовать цельное коровье молоко для приготовления каши. Ее можно готовить грудном молоке , той смеси, которой вскармливается ребенок, при необходимости - на воде. Многие каши промышленного производства в своем составе уже содержат сухое молоко, их вы также можете давать в 5-6 месяцев. В первые дни кашу готовят 5- процентную (5 граммов крупы на 100 граммов жидкости): каша должна быть жидкой - такой, чтобы лилась с ложки. Постепенно готовьте кашу более густой. В готовую кашу можно добавить сливочного масла (с 5 месяцев) и 1/4 крутого яичного желтка (с 6 месяцев).

Детям, страдающим непереносимостью белков коровьего молока, второй прикорм – безмолочную кашу – вводят с 5 месяцев. Это могут быть гречневая, кукурузная, рисовая, овсяная, ячневая каши (ассортимент круп подбирают индивидуально). Приобретая готовую кашу, обратите внимание, чтобы она не содержала сухого коровьего молока. Каши готовят на воде или на специализированной смеси, которую получает ребенок (на основе сои или гидролизата белка).

Меню ребенка 6 месяцев

Вариант 1. Если ваш ребенок до 5 - 6 месяцев получал исключительно грудное молоко и при этом рос и развивался нормально, то теперь настала пора начать введение в его рацион новых продуктов. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, рекомендаций врача и ваших личных пожеланий это могут быть сок, пюре – фруктовое или овощное. При склонности ребенка к аллергическим реакциям в качестве первого, нового для ребенка продукта в некоторых случаях можно рекомендовать овощное пюре (с половины чайной ложки постепенно довести объем порции до 150 г). Через 2 - 3 недели после этого ребенку можно предложить очередной новый продукт. Через месяц после того, как малыш начал получать новые продукты, его меню может выглядеть примерно так:

Вариант 2 . Если ваш ребенок начал получать дополнительное питание и прикорм в более ранние сроки (с 4 - 4, 5 месяцев) по назначению врача, то к 6 месяцам его рацион может выглядеть примерно так:

Вариант 3 . Примерный суточный рацион для ребенка 6 месяцев, находящегося на искусственном вскармливании и получающего новые продукты с 4 месяцев:

Вариант 4. Примерный суточный рацион для ребенка 6 месяцев с аллергией к белкам коровьего молока:

I кормление

Грудное молоко

Кисломолочный продукт

Соевая смесь

II кормление

8-10% безмолочная каша с добавлением грудного молока, кисломолочного продукта, соевой смеси или гидролизата

Топленое (растительное) масло

Фруктовое пюре (яблоко, груша, слива)

3 г (1/2 ч.л.)

III кормление

Овощное пюре

Растительное масло

Мясное пюре

Фруктовое пюре

3 г (1/2 ч.л.)

20 – 50 г (4 ч.л.)

20 г (4 ч.л.)

IV кормление

Блюдо из крупы и овощей блюдо

(кабачок+рис; цветная капуста+гречка 1:1)

Растительное масло

Мясное пюре

Фруктовое пюре

3 г (1/2 ч.л.)

V кормление

Грудное молоко

Кисломолочный продукт

Соевая смесь

Смесь на основе гидролизата белка

В настоящее время педиатры советуют в соответствии с протоколами ВОЗ первые 6 месяцев кормить ребенка только грудным молоком. Здоровому, нормально развивающемуся малышу, получающему материнское молоко, только в 6-месячном возрасте, согласно рекомендации ВОЗ, нужно начинать вводить прикорм.

Можно назвать несколько причин с 6 месяцев:

  • Во-первых, малыш уже более продолжительно бодрствует, самостоятельно сидит, а значит, и энергии тратит больше. Только грудное молоко не в состоянии обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами и витаминами.
  • Во-вторых, его пищеварительная система уже лучше сформирована, чем в первые месяцы жизни, и может уже переваривать и другие продукты, кроме материнского молока. Новые продукты будут способствовать дальнейшему развитию моторики системы пищеварения и выработке ферментов.
  • В-третьих, у ребенка в этом возрасте проявляется интерес к пищевым продуктам взрослых в процессе познания мира. Интерес к еде (малыш тянет ручки к посуде и продуктам, как бы «попрошайничает») не является в данном случае проявлением голода, это стремление к подражанию взрослым. Оно поможет приучить малыша к более сложным по структуре продуктам.

По достижении полугодовалого возраста ребенка следует постепенно переводить на 5-разовое кормление с 4-часовыми промежутками между кормлениями.

Некоторые мамы считают, что если , то можно начинать прикорм и с 2–3-месячного возраста малыша. Это неправильная точка зрения. Пищеварительная система младенца не в состоянии переварить, кроме маминого молока, другие продукты. При недостаточной лактации педиатр должен подобрать ребенку .

С чего начинать прикорм при грудном вскармливании?

Если ребенок не маловесный, прикорм лучше начать с монокомпонентного овощного пюре.

Выбор первого блюда для прикорма зависит от состояния малыша. Можно начинать прикорм с или фруктового (если нет аллергии) пюре. Такое первое блюдо лучше выбрать, если у крохи склонность к . Если ребенок , то можно первым видом прикорма выбрать – гречневую, кукурузную, рисовую.

Первая доза нового блюда должна быть небольшой, примерно 0,5 ч. л. (или даже четверть). Дать новую пищу ребенку нужно сначала, пока он голоден, а потом докормить грудью. Очень постепенно разовая доза увеличивается, чтобы довести в течение 2 недель до 150 г, т. е. полностью заменить одно грудное кормление.

После доведения порции нового продукта до максимально рекомендуемого объема малышу начинают вводить другой продукт в виде прикорма. Можно использовать готовые пюре из овощей или фруктов и каши или готовить малышу эти блюда самостоятельно.

Особенно полезно варить овощи на пару и измельчать их затем в блендере (или протирать через ситечко). При таком способе приготовления в овощах лучше и полезные вещества. Ребенок еще не умеет глотать густую пищу, поэтому вначале пюре должно быть жидким.

Если ребенку данное новое блюдо не понравилось, не следует кормить его насильно. Лучше взять другой овощ, а непонравившийся предложить спустя 3–4 недели. Не нужно добавлять во фруктовое пюре сахар, а в овощное – соль. В овощное пюре добавляют половину желтка, начиная с 1 капли и доводя до 1 ч. л. на полную порцию пюре (150 г).

Для приготовления каши крупу предварительно следует измельчить в кофемолке. Вначале нужно варить кашу из одного вида крупы, а через 3 недели можно использовать смесь круп. Варить можно на воде (и класть растопленное сливочное масло) или на грудном молоке.

Постепенно новые продукты могут вытеснять дневные кормления малыша грудью. Но полностью исключать грудное молоко не нужно. Им можно докармливать дитя при небольшом объеме нового продукта, оставить грудное кормление ранним утром и перед сном. Если ребенок требует кормления ночью, то следует также дать ему грудь.

В любом случае материнское молоко – . Оно не только представляет особую ценность по составу, но и содержит факторы роста, гормоны антитела, обеспечивающие иммунную защиту ребенку.

Достаточно часто малыш не съедает рекомендованную по возрасту порцию прикорма. Это объясняется тем, что интереса к новому и стремления подражать не хватает на весь объем нового блюда. А чувство голода кроха может утолить привычным естественным путем, т. е. маминым молоком.

Заинтересованность ребенка нужно учитывать. Не нужно пытаться любой ценой скормить всю порцию. Во-первых, в этом случае малыш будет высасывать меньше молока из груди, что приведет к снижению его выработки и угасанию лактации. Во-вторых, такое кормление может привести к абсолютной потере интереса к еде и плохому аппетиту у ребенка в будущем.

Основной целью прикорма должно быть одно – сформировать естественное пищевое поведение малыша. Поэтому не столь важно, соответствуют ли продукты и их количество рекомендациям. Нужно учитывать и желание крохи. Если родители не будут преследовать цель соблюдать количественную порцию детского питания, то активный интерес к пище сохранится, и не будет вытеснено грудное вскармливание. В этом случае переход к питанию с общего стола будет постепенным.

Рекомендации по прикорму для 6-месячных малышей-искусственников

Детям, получающим адаптированные молочные смеси, по согласованию с педиатром начинают вводить прикорм раньше – уже в 4 или 5 месяцев. Питательных веществ в смесях к этому возрасту уже недостаточно для полноценного развития детского организма.

В 6 месяцев малышу вводят второй прикорм. Если дитя уже получает овощные и фруктовые пюре, то вводят безмолочные или молочные (в зависимости от переносимости молока) с добавлением масла, соки, (доводят до 20–30 г), . А если в качестве первого прикорма использовалась каша, то вводят пюре. Не стоит увлекаться манной кашей, которая способствует развитию анемии и рахита.

Постепенно ассортимент блюд расширяется. Деткам подключают , которые можно готовить дома (измельчая в блендере отваренное мясо) или покупать готовые мясные консервы, выпускаемые для детского питания (обращая внимание на срок годности).

Режим кормления 6-месячного малыша

Организовать питание ребенку с естественным вскармливанием в 6 месяцев можно таким образом (такого режима придерживаются европейские диетологи и педиатры):

  • в 6 ч. – кормление грудью;
  • в 10 ч. – пюре из фруктов (30 г) и докорм грудным молоком;
  • в 14 ч. – пюре из овощей (150 г с растительным маслом) или каша, свежеотжатый фруктовый сок (50 мл) или докорм молоком матери;
  • в 18 ч. – пюре из фруктов (30 г) и молоко матери;
  • в 22 ч. – кормление грудью.

Для ребенка-искусственника рекомендуемый режим кормления:

  • в 6 ч. – адаптированная смесь (молочная или кисломолочная);
  • в 10 ч. – каша на молоке со сливочным маслом и пюре из фруктов;
  • в 14 ч. – суп (на бульоне из мяса или из овощей), пюре из овощей с добавлением растительного масла и половинки желтка, свежеотжатый сок из фруктов;
  • в 18 ч. – молочная смесь или творог, печенье;
  • в 22 ч. – или адаптированная смесь.

С учетом индивидуальных привычек ребенка можно менять время кормлений, но 4-часовые интервалы между кормлениями следует соблюдать.

Резюме для родителей

Несмотря на то что основное и наиболее физиологичное питание ребенка на 1-м году жизни – материнское молоко, приходит время, когда малышу рекомендуется вводить прикорм. По мнению специалистов, таким возрастом является 6 месяцев.

Многие мамы пытаются вводить продукты с общего стола раньше и считают, что тем самым обеспечивают организм ребенка нужными питательными веществами. На самом деле это не так: не полностью сформированная пищеварительная система не способна еще переваривать такие продукты в первом полугодии жизни.

Даже с 6 месяцев прикорм следует вводить очень постепенно, начиная с минимальных доз и продолжая кормить ребенка грудью. Маленькие порции готовят (тренируют) пищеварительную систему к взрослому питанию. С 6 месяцев малыша переводят на 5-разовое кормление с 4-часовым интервалом. Все вопросы по прикорму следует согласовывать с педиатром.

О режиме кормления и прикорма маленьких детей рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:


Девиз шестого месяца: жизнь - это движение, за крохой глаз да глаз!

Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.

Лучшее место для игр и тренировок - это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.

Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша - знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.

Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг - нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, - и этот процесс немного приостановится.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому - позже, в зависимости от конкретных условий.

Что умеет малыш на шестом месяце жизни?

  • Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
  • Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
  • Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
  • Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
  • Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
  • Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
  • Помогает рассказывать потешки , может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
  • Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
  • На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку - это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
  • Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
  • Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
  • С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки , открывать их и закрывать по миллиону раз.
  • Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
  • С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
  • Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
  • Лежа на спинке, малыш следит за вами , когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
  • Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик , чтобы проглотить содержимое ложки.


Режим дня ребенка на шестом месяце жизни

Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.

Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.

К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.

Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй - днём (с 12 до 14 часов), а третий - вечером (с 17 до 19 часов).

Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.

Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.

Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.

В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.


Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни

  • Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, - и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
  • Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
  • Дайте ребенку в ручки новый белый предмет , а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
  • На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками , называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
  • Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
  • Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
  • Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное - горячее, мягкое - твердое…Произносите эти слова вслух.
  • Все свои действия сопровождайте объяснениями , рассказывайте, что вы делаете.
  • Убирайте на время игрушки , которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
  • Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
  • Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
  • Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки . Ребенок изучает причинно-следственные связи.

Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни

На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу - залог успешного лечения!

Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.

Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).

Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?