Философия фихте. Основные моменты философии фихте Основные положения философии фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.

Своим философским учителем Фихте считал Канта. В духе Кантовской философии написано его первое сочинение “Опыт критики всякого откровения”, опубликованное в 1791 году анонимно и сделавшее Фихте известным философом. Другие работы: “Наукоучение”, “О назначении человека”, “Замкнутое торговое государство”, “Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Политика принудить читателей к пониманию”.

Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.

Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.

Работы: «Речи к немецкой нации», «Наукоучение».
Фихте попытался в философии Канта устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания (теорию и практику) из деятельности нашего Я.
Ф. указал на противоречивость понятия «вещи в себе» - непознаваемой, не влияющей на мир и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие Ф. стремился преобразовать критический метод К. в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность - единство субъекта и объекта, причем ведущую роль играет субъект.
Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»: «как возможны синтетические априорные суждения?», т.е. как возможно научное знание - остается центральным и у Ф. Ф. называет свою философию «учением о науке».
Философия Ф. как и К. - это этически ориентированный идеализм. Однако Ф. в отличие от К. не проводил разделения между миром природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Ф. теоретическое и практическое начала совпадают и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утрачивая ту самостоятельность, которую она имела в философии К. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Ф. единственным источником всего сущего. Условие совместного существования существ - добровольное ограничение свободы каждого лица. Гос-во есть гарант реализации права.
Деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самим собой. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом к которому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. В этом движение заключается смысл исторического процесса.
Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно подвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Для объяснения процесса восприятия не следует ссылаться на действие «вещей в себе», а необходимо выявить те акты самодеятельности Я, лежащие за границей сознания, которые составляют невидимую основу «пассивного» восприятия мира.
Я у Ф. состоит из «индивидуального Я» каждого человека и «абсолютное Я», являющееся некой абсолютной реальностью никогда полностью недоступной нашему сознанию. Индивидуальное и абсолютное у Ф. то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-распадений - ядро диалектики Ф., движущий принцип его системы.

.

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

Собственная философия Фихте началась с развития философских идей Иммануила Канта. Но в своем творчестве Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, который разделял непроходимой пропастью объективно существующий мир, конкретные вещи (ноумен, материю) и идеи, отображающие этот мир (феномен, субъективный мир человека). Фихте усилил идеалистическую сторону философский воззрений Канта в направлении монизма и объективного идеализма. Фихте отбросил существование (бытие) и остановился исключительно на единственном несомненном "Я" мыслящем. Вместе с декартовским "существованием" Фихте отбросил и кантовскую "вещь в себе "Я" у Фихте - это то, что проявляется во всех актах человеческого мышления, чувствования и воли; "Я" не может вызвать у кого бы то ни было сомнения в своем существовании. Оно, "Я" является не только основой и единственным пунктом человеческого видения мира. "Я" - единственная сущность самого мира. Отправляясь от этого "Я" Фихте предпринимает создать систему научной, абсолютно достоверной и абсолютно истинной философии.

Первое положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает самого себе". "Я" ни от чего не зависит, ничем не обусловлено. Оно создает (полагает) самое себя. Оно - есть! Фихте пытается убедить читателя, что только философски незрелый индивид может не осознать этого положения.,

Второе положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я". Второе положение, как видим, является продолжением и антитезисом первого положения и говорит о том, что внешний для человека мир является созданием его духа, его собственного "Я". Сущность познания и заключается, по Фихте, в познании взаимоотношения "Я" и "не-Я", в процессе которого достигается подлинные знания не только казалось бы внешнего мира, но и самого "Я" (самого себя).

Третье положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я и самого себя". Это положение является синтезом предыдущих двух положений - тезиса ("Я полагает самого себя") и антитезиса ("Я полагает не-Я) в результате чего, по Фихте, осуществляется переходит к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое.

В отличие от Канта, изображавшего устоявшееся стороны сознания, Фихте включаете в свою философию развитие, говорит о противоречиикак источнике этого развития, другими словами развивает философскую диалектику.

Систему своей философии Фихте назвал Наукоучением. Так он назвал свое основное произведение, которое он всю свою жизнь дополнял, улучшал; в развитие заложенных в нем, произведении "Наукоучение", идей написал дополнительно ряд книг и статей, часть из которых была издана уже после смерти философа.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) считал, что Кант не до конца реализовал принцип активности субъекта. “Кант, указав на истину, не доказал ее”. Активность субъекта кантовской философии ограничено существованием “вещи в себе”, которая недоступна познанию. Фихте говорит, что: “понятие “вещь в себе” - пережиток догматизма(материализма в кантовской философии)”. Именно являясь первопричиной кантовского дуализма, т.е. раскола мира на мир феноменов, которые мы познаем в научном познании и мир ноуменов, которые доступны только практической философии. Т.е. проявляется только в нравственной деятельности. Для того, чтобы провести последовательный принцип субъекта Фихте считает необходимым отказаться от принципа “вещь в себе”. С его точки зрения активность субъекта, или активность “Я” не имеет непреодолимых препятствий. “Я” абсолютно свободно. Фихтеанское “Я”, “взятое в бесконечности, представляет собой страстную жажду свободы” (Л. Парейсон). Фихте считает, что кроме активности “Я” ничего не существует. По существу философию Фихте можно начать с утверждения: “Я” есть все”, но это осознанно наступает только тогда, когда человек осознает самого себя как мыслящее, активное, творческое существо. Поэтому первое положение философии Фихте: “Я полагает Я”. Иначе говоря, человек осознает себя как часть человечества. Для этого человеку необходимо освоить основы человеческой культуры, т.е. стать личностью. Фихте утверждает, что чистое “Я” - это активность, которая творит одновременно и себя, и окружающую реальность. В этом смысле “Я” есть все. Если до Фихте философия в основном анализировала то бытие, которое предшествовало человеку, то после Фихте главное внимание все больше начинает уделять тому, что следует за человеком, что создается человеком. По существу другая реальность для человека и не существует вообще. Но активность субъекта может проявиться только в том случает, если этой активности что-то противостоит. Поэтому действующее “Я” противопоставляет себе объект, или “Не- Я”. “Я полагает Не-Я”. “Я устанавливаемо как реальное только в оппозиции к Не-Я”.

Фихте не случайно называет объект “Не-Я”, подчеркивая этим то, что объект вторичен по отношению к субъекту. Само представление о том, что Не-Я существует независимо от субъекта, как нечто объективное, возникает только потому, что первоначально процесс деятельности субъекта протекает бессознательно.

“Мы только потому признаем природу независимой от нас, что акт ее творения проходит бессознательно (неосознаваемо)”. Тогда, когда мы начинаем осмысливать нашу деятельность, мы неизбежно убеждаемся в том, что в Не-Я уже заложена деятельность других людей, оно уже включено в совокупного субъекта.

Третье положение философии Фихте: “Я полагает в Я и Я, и Не-Я”. Фихте считает, что Не-Я необходимо человеку чтобы реализовать как свобода и как деятельность. “Не-Я существует только потому, что мы действуем на него. Не оно дает знание о себе, а мы своим действием на него”, Бездействие оставляет человека на уровне вещи природы Не-Я. В определенном смысле это отрицание сущности и самой судьбы человека. Процесс противополагания объекта субъекту и снятие этой противоположности Фихте считает универсальным алгоритмом человеческой деятельности, в т.ч. и деятельности ученого. В этом смысле он считает свою философию универсальным методом научного познания, который называет антитетикой.

По существу это первая несовершенная форма диалектического метода в трактовке немецкой классической философии. Снятие противоречия между “Я” и “Не-Я”, Фихте считает очередной ступенью самопознания субъекта и на этой ступени формируется очередная философская категория. Таким образом Фихте считает возможным объяснить возникновение всех философских категорий и построить эти категории в виде логической системы, в которой каждая категория является следствием развития предыдущей. Несовершенство фихтевской антитетики как прообраза диалектического метода уже Гегель видел в том, что в ней нет подлинного синтеза, поскольку нет подлинных противоречий. Все происходит в “Я” субъекта. Тем не менее Фихте назвал свою философию “Наукоучением”, т.е. учением об универсальном методе для всех наук. Практического следствия их философии Фихте связаны прежде всего с утверждением свободы как сущностной характеристики человека. Только принимая свободу человека “возможны долг, добродетель, вообще мораль”. Если философию Канта часто называют философией долга, то философию Фихте можно назвать философией свободы.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость от согласованности ее с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой “прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе” . Однако Фихте указывал на слабость кантовской философии, которая, по его мнению, была недостаточно обоснована именно в момент соединения теоретической и практической частей философии. Эта задача ставится философом во главу угла собственной деятельности. Основной труд Фихте “Назначение человека” (1800).

В качестве основополагающего принципа, позволяющего осуществить объединение теории и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы. Причем в теоретической части он делает вывод о том, что “с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием” . Это философское учение он обозначал как “наукоучение”, выступающее как целостное обоснование практической философии.

В результате в его философии происходит отказ от возможности истолкования кантовского понятия “вещи в себе” как объективной реальности и делается вывод о том, что “вещь есть то, что полагается в Я”, т. е. дается ее субъективно-идеалистическая интерпретация.

Фихте проводит четкий водораздел между материализмом и идеализмом по принципу решения ими проблемы отношения бытия и мышления. В этом смысле догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, и критицизм (идеализм) - из производности бытия от мышления. На основе этого, по мнению философа, материализм определяет пассивную позицию человека в мире, а критицизм, напротив, присущ активным, деятельным натурам.

Огромной заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет собой “такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования” .

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) оказался своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской системы. Известно, что он оказал огромное влияние на становление Гегеля как философа, с которым долгие годы сохранял дружественные отношения.

В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его “натурфилософии”, которая выступает в качестве, может быть, самой первой в истории философии попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.

В основе данной системы лежит представление “об идеальной сущности природы”, основывающееся на идеалистической догме о духовном, имматериальном характере проявляющейся в природе активности” . Огромным достижением немецкого философа стало построение им натурфилософской системы, которая пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира. В результате ему удалось уловить основополагающее диалектическое представление о том, что “сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал “полярностью” . В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как “жизнь”, “организм” и т. д.

Главное сочинение Шеллинга - “Система трансцендентального идеализма” (1800). Шеллинг в рамках своей классической традиции разделяет практическую и теоретическую части философии. Теоретическая философия трактуется как обоснование “высших принципов знания”. При этом история философии выступает как противоборство субъективного и объективного, что позволяет ему выделить соответствующие исторические этапы или философские эпохи. Суть первого этапа - от первоначального ощущения до творческого созерцания; второго - от созидающего созерцания до рефлексии; третьего - от рефлексии до абсолютного акта воли . Практическая философия исследует проблему человеческой свободы. Свобода реализуется через создание правового государства, и это выступает общим принципом развития человечества. При этом специфика развития истории заключается в том, что в ней действуют живые люди, поэтому особое значение тут приобретает сочетание свободы и необходимости. Необходимость становится свободой, считает Шеллинг, когда она начинает познаваться. Решая вопрос о необходимом характере исторических законов, Шеллинг приходит к мысли о царстве “слепой необходимости” в истории.