Эклектизм в архитектуре. Эклектика - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Третья часть нашего архитектурного ликбеза посвящена стилям, господствовавшим в европейской архитектуре во второй половине XIX века (и даже с 30-х годов этого столетия) до первого десятилетия века ХХ - го (до начала Перовой мировой войны), эклектике и модерну .

Дом сецессиона в Вене:


ЭКЛЕКТИКА (30 - 90-е гг. XIX в.)

Эклектика является синтетическим, если можно так выразится, архитектурным стилем, поскольку в ней активно использовались элементы стилей предшествующих эпох, говоря имными словами, так называемых "исторических" стилей (отсюда и второе название эктектизма - историзм ).
Все видно в самих названиях: неоготика, необарокко, неорококо и т д.

Определить эклектику в архитектуре весьма несложно. Видите перед собой здание, по своим элементам напоминающее средневековое сооружение или постройку времен Ренессанса, но при этом являющееся явным новоделом (относительным, конечно же), можете не сомневаться, это эклектика. И если перед вами замок, но построенный из современного киприча, то это тоже эклектика, даже если он соответствует вашим представлениям (увы, чаще всего ошибочным) о том, как должен выглядеть настоящий средневековый замок.

Наверное, наиболее наглядным образцом эклектики является замок Вайдахуняд в Будапеште (1896 г.) , представляющий собой смесь сразу четырех "исторических" стилей: романского, готического, ренессансного и барокко:


Другие примеры эклектики:

Визитная карточка Будапешта - здание парламента Венгрии,
построенное в конце XIX в. в неоготическом стиле:

Часто бывало так, что эклектика продолжала свое победное шествие и в ХХ веке. Особенно это характерно для южных областей Испании, где долгое время она воплощалась в неомавританском стиле.

Характерный образец - площадь Испании в столице Андалузии - Севилье,
построенная в 1929 году:

Неоготический замок Нойшвантайн в Баварии,
построенный королем романтиком Людвигом II Баварским в 1869 - 1886 гг.:

Дрезденская государственная опера,
построенная в неоренессансном стиле в середине XIX века:

В таких центральноевропейских городах как Вена и Будапешт в стиле неореннесанса построены целые кварталы в центральных раойнах города. Но наверное нигде, больше чем в России, экслектика не получила такого развития. Впрочем, русской архитектуре будут просвящены отдельные части нашего небольшого архитектурного ликбеза.

Архитектура эклектики, безусловно, эстетически привлекательна (согласитесь, что все примеры, которые вы могли видеть выше, очень красивы!). Она разнообразна, поскольку архитекторами, работавшими в разных странах и регионах синтезировались различные "исторические" стили.
Но этот "архитектурный микс" не привнес в архитектуру как жанр искусства ничего нового.

И вот в конце XIX века появляется совершенно новый архитектурный стиль, не отвергающий того, что было накоплено в предыдущие эпохи (хотя откровенно игнорирующий классический ордер), но творчески впитавший в себя в переработанном виде наследие прошлого.
Он получил соответствующее название:

МОДЕРН.

Время модерна продолжалось не слишком долго, всего лишь с 90-х годов XIX века до середины второго десятилетия следующего столетия. Но сколько же шедевров и различных направлений модерна мы можем наблюдать до сих пор: югендштиль, сецессион, ар-нуво, стиль тиффани ... - все это модерн.

Архитектуру модерна невозможно перепутать ни с чем. Использование новых строительных материаллов: бетон, стекло, металл, встраивание здания в окружающую природную среду, плавность линий, избегание прямых углов и т.д. делают архитектуру модерна неповторимой и ни на что не похожей.

Судите сами.

Церковь Святого Леопольда работы Отто Вагнера (1904 - 1907 гг.):

Музей прикладного искусства в Будапеште
(Эдён Лехнер, 1893 - 1896 гг.):

Пражский вокзал
(Йозеф Фанта, 1901 - 1909 гг.):

Абсолютной вершиной стиля модерн, на мой взгляд, является творчество Антони Гауди . Впрочем, модерн в его исполнении был доведен до полного совершенства стиля, при котором архитектура не только старалась сочетаться с природой, а становилась ее частью до такой степени, что становилось не понятно, где кончается одна и начинается другое.

Парк Гуэля в Барселоне:

Многие искусствоведы полагают, что стиль Гауди достоин отдельного названия - "гаудианство" . Если этот термин приживется (я только за!), то Ангони Гауди-и-Корнет станет вторым в истории мировой архитектуры творцом, именем которого назван отдельный стиль (как вы, надеюсь, помните, первым стал Андреа Палладио).

Дом Бальо в Барселоне (1906 г.):


Дом Мила - "Ла Педрера" (1910 г.) -
последнее светское сооружение, построенное Гауди:

Строительство Саграда Фамилии - Храма Святого Семейства
по проекту Гауди продолжается до сих пор:

Подобно тому, как рококо предшествовал бурным событиям конца XVIII - начала ХIХ вв. (Великая Французская революция и охватившие всю Европу "наполеоновские войны") и сменился господством ампира, так и модерн по сути умер в связи с глобальными гуманитарными катастрофами, потрясшими весь мир в начале века ХХ-го. На смену модерну уже после окончания Первой мировой войны пришли совершенно новые архитектурные стили. О них речь еще впереди.

Но прежде чем начать рассказ об архитектурных стилях ХХ века, считаю необходимым вернуться назад, чтобы рассмотреть то, как развивалась архитектура в нашей стране (от Древней Руси до начала ХХ века) .
Этому и будут посвящены следующие части архитекткрного ликбеза.

Продолжение следует.
Сергей Воробьев.

XIX век в архитектуре – период изысканного разнообразия, постепенной трансформации устоявшихся и появления новых стилей. Но совмещение нескольких стилистических особенностей – это не то дело, с которым может справиться каждый. Поэтому искусствоведам не оставалось ничего другого, как признать новую тенденцию полноправным направлением в архитектуре и дать ей название. Так и появилась эклектика.

Эклектика – термин звучный и красивый. Он передаёт саму суть данного направления, ведь архитекторы, обращавшиеся к ней, должны были умело сочетать в одном здании элементы нескольких стилей. Необарокко, ампир, неоренессанс, псевдорусский стиль – творческий подход к оформлению строений впервые стал официально неограниченным.

Сталкивались ли те, кто решил работать в стиле эклектика, с какими-либо подводными камнями? Не вызывали ли они неодобрение у людей в Европе, привыкших к чётко установленным канонам и определённым рамкам? Безусловно, было и такое. Общество ещё не было готово к архитектурному разнообразию в концепции одного здания. Сейчас, когда XXI век не возбраняет микс из абсолютно не похожих друг на друга направлений, нам сложно представить, каково было критикам середины XIX века. А между тем, новые здания казались инородными, неправильными, а сознание отказывалось принимать их за произведения искусства. Существует скептическое мнение, что появление эклектики как стиля связано с упадком в архитектуре, но можем ли мы согласиться с этим, глядя на шедевры того времени?

В 1830-1890 годах люди в Европе желали украсить улицы, сделать их максимально парадными и красиво обустроить новые жилые кварталы. Поэтому всё чаще стали обращаться к имитации классических строительных материалов. Появилось также тяготение к излишней роскоши, но лепные украшения и другие способы её воплощения зачастую смотрелись гротескно и не воспринимались всерьёз. Однако произведения великих мастеров того времени вошли в историю, ибо они восхищают своей гармоничностью.



Жемчужиной эклектики можно по праву назвать здание Парижской оперы Гарнье. Жан Луи Шарль Гарнье был не только французским архитектором периода эклектики, но и историком искусства. Поэтому неудивительно, что знания о творчестве минувших веков позволили ему, не придерживаясь заданных и нерушимых канонов, грамотно подойти к проектированию здания. Парижская опера – это эталон эклектической архитектуры в стиле «боз-ар», являющемся одним из ответвлений эклектики, которое воспевает и продолжает традиции барокко и итальянского ренессанса.

Гарнье считается идеологом данного стиля, среди характерных особенностей которого можно отметить насыщенный декор, использование барельефов и картушей, строгую симметрию. Распространялся же «боз-ар», что дословно переводится как «изящные искусства», благодаря парижской Школе изящных искусств. Там ученикам приходилось осваивать самые разные исторические стили, чтобы они могли угодить любому заказчику.

Кажется логичным, что если взять частички разных хороших вещей и совместить их, то они определённо друг другу не навредят. Представители болонской школы исходили из подобных умозаключений, используя в эклектике те стороны творчества разных мастеров Возрождения, которые казались им наиболее блистательными.

В России период эклектики принято разделять на «николаевский» и «александровский» этапы. Менялась не одна лишь политика. У архитектуры появлялись новые функции, поэтому и требования к ней становились иными. Если ампир предполагал, что постройки всех типов должны следовать единым правилам, то эклектика подразумевала уникальный подход к каждому отдельному случаю.



Архитекторы учитывали средства заказчика и предназначение самой постройки. Церковь ли проектирует мастер или же муниципальное здание? Частный ли это дом? А, может быть, речь идёт о настоящем доме-дворце, как в случае с великолепным архитектурным ансамблем Белосельских-Белозерских, построенном Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге?

Одним из известнейших архитекторов первого этапа стал Константин Андреевич Тон . Среди его работ - храм Христа Спасителя в Москве, построенный в русско-византийском стиле, доходный дом на Малой Морской улице в Санкт-Петербурге, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Красноярске (к сожалению, он был взорван в 1936 году). Русско-византийский стиль, изобретённый Константином Тоном, не прижился в русской архитектуре.

После окончания правления императора Николая I, который благоволил ему, перестали конструироваться постройки в духе Тона, но архитектор, как бы то ни было, внёс ощутимый вклад в развитие храмового зодчества.

Константин Михайлович Быковский – блестящий представитель второго этапа. Среди его творений можно назвать придел церкви Николая Чудотворца в Дербенёвском. Ее непростая история ведётся с далёкого 1635 года: церковь множество раз перестраивалась и видоизменялась, была закрыта советскими властями и вновь открыта после распада СССР. Работы по восстановлению храма ведутся и сейчас.

Одним из известных произведений Быковского является храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Интересно, что давным-давно на месте храма была некая церковь, которую уничтожили в Смутное время, а затем восстановили и снова снесли. Быковский блестяще справился с «реанимацией» «места церковного» со столь длинной и запутанной историей. Храм выглядит аккуратно и в наши дни является украшением и изюминкой северного административного округа Москвы.

Мастером поздней эклектики считается Александр Никанорович Померанцев . Именно благодаря ему в Ростове-на-Дону появился первый многоэтажный доходный дом, принадлежавший купцу Генч-Оглуеву. В нём четыре этажа, последний из которых особенный – мансардный. В здании присутствуют элементы и готики, и барокко, и классицизма. В том же городе по проекту Померанцева было построено здание городской думы.

Итак, что же такое эклектика: хаос или гармония? Восхитительные примеры зданий этого стиля убеждают в том, что правильным ответом стоит считать второй.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 2401

В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .

Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.

Ампир в архитектуре XIX века

Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.

Шарль Персье (1764-1838)

Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.

Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.

Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)

Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне

Дворец Фонтенбло

Один из интерьеров замка Фонтенбло

Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).

Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.

Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века

Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен) . Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.

Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).

В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария) . Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.

Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)

Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Центральный вокзал в Амстердаме

Попросту говоря, это сочетание разных стилей.

Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином "эклектика" .

Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым , соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.