Политическая сфера, ее категории и институты. Политическая сфера общества

Политическая сфера - это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.

Политическая сфера. Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

политические нормы - олитические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Остановимся на характеристике некоторых политических институтов: государства, политических партий, профессиональных организаций. При этом оговоримся, что цель наша - не подробное описание этих институтов, а стремление уловить их особенности как элементов политической сферы.

Государство. Государство является самым древним и развитым политическим институтом.

Рассмотрим некоторые особенности государства как политического института общества.

Прежде всего следует подчеркнуть, что государство - это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. В принципе эта важнейшая особенность государства понятна, исходя из той его роли в системе общественных отношений, о которой речь шла выше. Власть же есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее. если необходимо, другим лицам; политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» .

1 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. С. 83.

Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Существуют и действуют свои принципы организации работы этого аппарата, его связей с другими организациями, социальными группами.

Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Несколько выше мы уже писали об этой программе. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности.

В-третьих, это система права. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила - целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности.

И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

представляется несостоятельным господствовавшее ранее представление о развитии социальной структуры российского общества в направлении социальной однородности.

Общая направленность социальной структуры российского общества, являющегося государством с переходным типом экономики, совпадает с общемировыми тенденциями. В России формируется правящий класс (крупные бизнесмены, высшие государственные служащие), складывается класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также средний класс (мелкие предприниматели, интеллигенция, служащие среднего звена).

Анализ содержания социальной сферы и тенденций ее развития, характерных для возникающей в современном мире информационной цивилизации, дал основание некоторым исследователям сделать вывод, что со сменной техногенной цивилизации завершится период в истории человечества, связанный с делением общества на классы. Сменяющая ее антропогенная цивилизация, основывающаяся на интеллектуальной деятельности, способствует становлению социально разнообразного бесклассового общества.

4.3. Политическая сфера общества

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики.

Слово «политика » греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры

в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с

материально-производственной деятельностьюлюдей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера – одна из подсистем

общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Остановимся на характеристике некоторых элементов этой сферы. Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство . Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории,

выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и.т.д.

В истории философской мысли существовали различные теории, объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма.

Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителейфилософов, высшая добродетель которых – мудрость.

Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества – «война всех против всех» – сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку – волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей.

Ж.Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядам придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство – явление историческое . Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни необходимо требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп. Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Иначе говоря, государство имеет двойственную природу,что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства как формационного

и цивилизационного института, необходимо проанализировать его

признаки и функции.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

публичная власть, т. е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить, является ли данное общественное образование государством.

Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, управленческая, охрана общественного порядка, идеологическая и др.) ивнешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества государств и т. д.).

Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям . Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

Партии могут выражать интересы не всего класса в целом, а какой-то его части, но и для этих партий определение их сущности остается тем же.

Сопоставляя партии с государством, следует иметь в виду, что в государстве выражение интересов класса осуществляется в какой-то мере замаскировано, в партии выражение классового интереса носит более непосредственный характер. Поэтому в определенных условиях партия может выражать классовые интересы более глубоко и выступать как самый важный политический институт класса.

Однако в настоящее время классовые грани между партиями размыты, в них могут быть представлены различные социальные слои. Учитывая эти изменения, партию можно определить как организацию, объединяющую граждан на основе единых политических интересов и целей. Партии отличаются от других объединений тем, что их целью является завоевание власти и в них четко выражена определенная идеология.

Политическая система включает также общественные организации и движения , объединяющие представителей социальных групп и слоев на основе их интересов, которые в отличие от партий не ставят целью участие в деятельности органов государственной власти, а защиту индивидов, малых групп, меньшинств от центральной власти. Вместе с тем они поднимают важные вопросы (экологические, проблемы

здравоохранения и др.) и этим ставят под контроль понятие государственных решений. Эти движения (рабочее, профсоюзное, экологическое и т. п.) является важной частью политической жизни современного общества, превращаясь, по мнению социологов, в решающую движущую силу его развития.

Остановимся на классификации государств как важнейшего элемента политической сферы.

Истории известно множество государств. Чтобы разобраться в этом многообразии и провести их классификацию, используются категории «тип » и «форма » государства.

Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете, – экономическим базисом данного общества. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.

Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

формой государственного устройства: подразделяется на унитарные (единое государственное образование), федерацию (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований – штатов, земель и т. п.), конфедерацию (государственноправовые объединения);

политическим режимом, т. е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

С точки зрения политического режима государства могут представлять:

а) демократию; б) диктатуру;

Дадим краткую характеристику этим видам режимов. Демократия – это метод осуществления государственной власти,

который основан на следующих принципах: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона, разделение властей, многопартийная система. Демократия – явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее формы, обусловленные спецификой социальнополитической жизни общества (рабовладельческая, феодальная, буржуазная демократия).

Следует подчеркнуть, что демократия – это форма политической власти, а не отсутствие власти , не анархия. Существуя в условиях разделения общества на классы, демократия неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках которого находятся средства производства и политическая власть. Но классовый характер демократии надо понимать не как полное господство одного класса, а как приоритет одних классов над другими при условии учета их интересов.

Диктатура – форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса. Она характеризуется отсутствием системы разделения властей, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора.

Тоталитарный режим – система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, что неизбежно сопровождается милитаризацией общества, господством бюрократии, центристских, волюнтаристских методов управления, игнорированием потребностей и интересов личности.

Авторитарный режим – один из способов осуществления власти, основанный на абсолютной непогрешимости какого-либо авторитета, в крайних своих формах проявившийся в фашизме (культ фюрера). Характеризуются эти режимы полными или частичным отсутствием прав и свобод, запрещением оппозиционных партий и организаций, отказом от

принципа разделения властей, применением политических репрессий. В реальной действительности рассмотренные режимы в «чистом виде» проявляются редко.

Итак, анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

Завершая рассмотрение проблемы классификации государств, следует остановиться на социалистическом государстве как типе государства и особенностях его эволюции. Этот вопрос в современном обществознании остается дискуссионным. Большинство исследователей придерживается той точки зрения, что этот тип государства, разработанный теоретически, на практике не реализовался в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера, которые привели к абсолютизации, к чрезмерному увеличению роли государства и в целом политической системы в жизни общества.

Важнейшие из этих причин:

- сложность и острота внутренних и международных условий в период социалистического строительства, когда сильное сопротивление свергнутых классов и капиталистического мира привело к усилению роли централизованного руководства всеми общественными процессами;

- относительно низкий “стартовый” уровень экономического развития нашей страны, что оправдывало сосредоточение хозяйственного руководства в центре;

- определенная неразвитость культуры общества, в том числе политической, слабость демократических традиций в народных массах, что также способствовало усилению централизованных начал управления;

- отождествление общенародной и государственной собственности, что превратило государство из органа, выражающего интересы трудящихся, в субъект собственности, центральное звено экономической жизни, в определенной степени независящее от народа;

Вульгаризация и догматизация отдельных теоретических положений (об обострении классовой борьбы в социалистическом обществе, о непрерывном возрастании роли государства, его отмирании через укрепление и.т.п.);

Эти и другие причины обусловили деформацию политической системы нашего общества : Это выразилось в отрицании двойственной природы государства, его цивилизационной составляющей и

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.