О «золотом веке» Екатерины II. Золотой век Екатерины II (1762–1796)

Манифест о вольности дворянской

Замечание 1

В истории устоялся стереотип о полнейшей никчемности Петра III как правителя и как личности. Однако постепенно в историографии утверждается объективная достойная оценка его начинаниям, отмечается, что многие из них имели прогрессивное значение.

Исходя из темы, нас интересует политика по отношению к привилегированному сословию – российскому дворянству.

Определение 1

Отметим, что период с $1762$ г. по $1796$ г. в историографии нередко именуется Золотым веком российского дворянства , когда это сословие пережило высший расцвет.

Этому способствовал важнейший документ, изданный Петром III – «Манифест о вольности дворянства» , подписанный императором в феврале $1762$ г. По этому документу отныне дворяне могли выбирать – нести им государственную службу (военную или гражданскую) или нет, а также получили право выезжать свободно за границу. Исключение составляло военное время, когда дворяне могли быть мобилизованы по решению правительства, а если находились за границей – обязаны были вернуться. Среди ограничений также был запрет на выход в отставку служащим дворянам чина ниже обер-офицера.

Таким образом, это был документ, значительно облегчивший жизнь дворян. Их положение на вершине общества Российской империи было закреплено.

Екатерина II и дворянство

Став императрицей через несколько месяцев после издания «Манифеста о вольности дворянской», Екатерина II подтвердила его пункты и продолжила поощрение элиты общества. При ней положение дворян, особенно самых знатных, достигло высочайшего уровня.

Екатерина II заявляла, что является продолжательницей Петра I, но фактически оказалось наоборот. Высшие представители дворянства сосредоточили в своих руках слишком много, и в общем-то, практически не подлежали контролю.

Замечание 2

При этом, стоит отметить, что «Манифест», как и первые годы правления Екатерины II не слишком изменили положение рядового дворянства, ведь не все из них были обеспечены и способны прожить, не неся службы.

В $1775$ г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» . Этим документом началась Губернская реформа, поделившая страну на две административные единицы – губернии и уездные города. Установилась четкая система управления на местах с преобладающей ролью дворянства.

Жалованная грамота дворянству

В $1785$ г. Екатерина II издала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» . Этот документ подтверждал прежние привилегии и расширял их. Новшества касались права дворян на организацию собраний на местах. Дворянство как сословие получило определение «благородное». Дворянские собрания имели как имущественные права, так и политические – могли обращаться с прожектами к императору.

Дворянское звание закреплялось за всей семьей дворянина, окончательно стало неотъемлемым (за исключением уголовных преступлений), а кроме того, независимо от знатности рода, все дворяне имели равные права. За уголовное преступление больше не изымали имущество, имение надлежало передавать родственникам.

Таким образом, издание «Жалованной грамоты дворянам» закрепило господствующее положение «благородного дворянства», опоры Екатерины II. Воцарившийся после нее Павел I эту систему разрушил, как и многое, сделанное его матерью.

Замечание 3

Отметим, что подобное элитное положение дворянства не могло быть утверждено без ущерба для других слоев населения. В особенности, от этого пострадали крестьяне. Вообще многочисленные злоупотребления верхушки при Екатерине II вызывали вполне обоснованный гнев. Все это периодически выливалось в народные восстания, известнейшим из которых было восстание Емельяна Пугачева.

1. Выдели причины и последствия каждой из реформ Екатерины II. Какой символический смысл вкладывала Екатерина в сооружение памятника Петру I? Как ты думаешь, имела она на это моральное право?

Губернская реформа была проведена потому, что в слишком крупных административных единицах местные власти плохо справлялись со своими обязанностями. В результате реформы управление действительно улучшилось; способствовало этому и введение новых должностей полицейских надзирателей, приставов и т. д.

Просвещённая императрица посчитала российские суды не достаточно цивилизованными, потому была проведена судебная реформа. В результате неё судопроизводство было упорядочено, дознание стали проводить без применения пыток. Однако судебные процессы по-прежнему были запутанными и давали чиновникам широкое поле для получения взяток.

Учреждённая Петром I система образования не была в строгом смысле этого слова системой, потому что программы разных ступеней не продолжали одна другую. Кроме того, учебных заведений по-прежнему было мало. Согласно реформе образования была создана именно система, согласно которой человек начинал обучаться дома или в народном училище, продолжал в гимназии, а высшее образование получал в Московском университете (но мало кто проходил все три ступени, большинство к этому даже не стремилось).

Екатерина считала, что продолжает дело Петра Великого, реформируя Россию и превращаю её в европейскую державу. Не даром на памятнике основателю Санкт-Петербурга написано «Петру I Екатерина II», будто между ними устанавливается преемственность, в которую не попадают все императоры, правившие между ними. И действительно Екатерина имела на это моральное право, потому что при ней Россия была реформирована не меньше, чем при Петре I и несравнимо больше, чем при остальных императорах и императрицах эпохи дворцовых переворотов.

2. С помощью конкретных фактов докажи, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием. Представь, что ты - сын (дочь) дворянина времён Екатерины II. Чем твоя жизнь будет отличаться от жизни твоего прадеда времён царя Алексея Михайловича? Сравни права и обязанности посадских людей эпохи Петра I и мещан по Жалованной грамоте. Представь, что ты - сын (дочь) купца или ремесленника времён Екатерины II. Как могла бы сложиться твоя судьба? Опиши, как могли проходить праздничный и будничный дни в семье купца и в семье дворянина конца XVIII века.

Дворяне при Екатерине были освобождены от обязательной службы и всех налогов (но должны были платить налоги крестьян в казну), их не могли арестовывать без суда и лишить имущества даже за преступление. Дворяне освобождались от телесных наказаний, потому на историческую сцену вступили «непоротые поколения», как назвали их А.С.Пушкин. Несмотря на абсолютизм в России у дворян были свои дворянские собрания. Всё это делало дворян по-настоящему свободным сословием, пожалуй, единственным по-настоящему свободным в России. Обычный день дворянина, особенно не служившего или уже вышедшего в отставку мог состоять из хозяйственных дел в имении, которые чередовались с чтением книг и занятием искусствами. Его жизнь сильно отличалась от жизни дворянина времён Алексея Михайловича.

Мещане согласно жалованной грамоте имели больше прав, чем при Петре I. Прежде всего, они могли свободно перемещаться. Также им давалось право вести торговлю. Мужчины из их числа участвовали в выборах в городскую дума. Но они по-прежнему поставляли рекрутов, за определённые преступления их могли подвергнуть телесным наказаниям. Обычный день мещанина сильно зависел от его профессии. Большую часть дня занимала работа, после которой он мог пойти в кабак (где мог и не напиваться, а общаться с соседями), или уделить время семье.

3. С помощью конкретных фактов докажи, что в России возникло свободомыслящее общество. Сравни цели и личные качества двух издателей – Николая Новикова и Екатерины II. В чём, на твой взгляд, заключается принципиальное отличие между ними? Кого из них и почему ты готов поддержать в их заочном споре на страницах журналов в том, как они его завершили?

После Указа о свободе открытия типографий в России расцвела печать. То, что она была свободной, видно из того недовольства, которые вызвали у императрицы некоторые издания. Правда, печать не была полностью свободной, потому что журналы Николая Новикова, всё же, закрыли, чего при настоящей свободе слова произойти не могло.

В споре Новикова и Екатерины II я бы скорее поддержал первого, потому что здоровая критика полезна, даже если она задевает конкретных людей, её заслуживающих.

4. Почему годы правления Екатерины II называли «золотым веком дворянства»? Как ты считаешь, благодаря реформам Екатерины II основные признаки аграрного общества в России окрепли или разрушились? Проанализируй каждую реформу и, используя известные тебе факты, подтверди свой ответ. Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках» (с. 32).

В правление Екатерины II дворянство получило больше прав, чем имело когда-либо до этого, именно они составляли не только костяк офицерства и чиновничества, но и высшие его эшелоны. Дворяне почувствовало себя свободным сословие, появилось первое из «непоротых поколений». Но расцвет дворянского сословия неизбежно означал наиболее лютые формы крепостничества, которое тормозило развитие капиталистических отношений и не давало обществу преобразиться из аграрного в индустриальное.

Отдавая отчет в трудности своего положения, из­бегая столкновения с дворянами, давшими ей трон и корону, желая сгладить впечатление захвата власти и стать популярной в чужом отечестве, императрица посвятила себя и свою политику служению интересам этого класса. Стремление правительства помочь дво­рянству приспособить свое хозяйство к развивающим­ся товарно-денежным отношениям и преодолеть от­рицательное воздействие формировавшегося капита­листического уклада на крепостную вотчину составляло важнейшее направление внутренней политики Екатерины II во второй половине XVIII в. Начатая предшественниками, эта внутренняя политика Екатерины II получила в ее царствование еще более широкий размах.

Источником роста дворянского землевладения и душевладения являлись пожалования. Щедроты им­ператрицы превзошли все, с чем была знакома история предшествующего времени. Участникам переворота, обеспечившим ей трон, она пожаловала 18 тыс. крепостных и 86 тыс. руб. наградных. За время своего царствования она раздала дворянам 800 тыс. крестьян обоего пола.

Целям укрепления монопольных прав дворян на землю был подчинен указ о запрещении промышлен­никам покупать к своим предприятиям крепостных крестьян. До тех пор пока дворяне не занимались предпринимательством, промышленники широко пользовались правом покупки крестьян к заводам. Стоило помещикам построить в своих вотчинах суконные и полотняные мануфактуры, как правительство лишило купцов этой привилегии.

Новые привилегии дворянству

Екатерина, возведенная на престол дворянской гвардией, знала, что дворянство не довольствовалось законом о вольности дворянской, а требовало расширения и укрепления своих прав как господствующего сословия. Новую привилегию дворяне обрели в манифесте «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Обнародованный Петром III в 1762 г. указ был подтвержден Екатериной II. Отныне дворянин мог уволиться в отставку в любое время, мог вообще нигде не служить.

Предполагалось, что дворяне, освободившись от службы в казармах и канцеляриях, ринутся в деревню, чтобы самим управлять вотчинами, а не через приказчиков и внедрять хозяйственные улучшения. Так как в руках дворянства сосредоточивалось громадное количество земли, самой производительной силы в тогдашнем народном хозяйстве, то ему и предстояло стать руководителем всего народного хозяйства, освободившись от службы. Но наличие крепостных крестьян в дворянском хозяйстве - возможность все получить даром, посредством приказа - объясняет отсутствие предприимчивости, равнодушие к техническим знаниям и усовершенствованию приемов хозяйствования многих дворян в своих имениях. Каждая новая хозяйственная потребность помещика обычно удовлетворялась путем установления нового налога на крепостные души.


В то же время не надо забывать, что именно в эпоху Екатерины появились такие оригинальные помещики-хозяева, как А. Т. Болотов, ставший одним из основателей русской агрономической науки, автор многих статей по агрономии, ботанике, организации помещичьего хозяйства.

Под покровительством Екатерины ее ближайшими приближенными в 1765 г. в Петербурге было учреждено Вольное экономическое общество, стремившееся рационализировать сельское хозяйство и повысить производительность крепостного труда.

Генеральное межевание в 1765 г. Крепостное право .

В 1765 г. манифестом правительства было начато генеральное межевание. Попытка осуществить его в 1754 г. не увенчалась успехом. Вызванное стремлением упорядочить земельные владения в связи с общим оживлением экономики и расширить дворянское землевладение путем ликвидации вольных крестьянских заимок и легализации помещичьих захватов казенной земли, генеральное межевание устанавливало, что фактическое владение на 1765 г. должно служить основанием для закрепления права на будущее. Этому процессу сопутствовала продажа из казны помещикам по дешевой цене степных земель, не имевших «законных» владельцев.

Главная черта внутренней политики Екатерины II выражалась в полной и откровенной поддержке правящего класса дворян. Такая внутренняя политика Екатерины II, как при никаком другом из правителей, укрепила крепостное право в России.

Указы 60-х годов венчают крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков. Указ, изданный на шестой день по воцарении Екатерины, обнадеживал помещиков в их «ненарушимом обладании» имениями и крестьянами. Другой указ, опубликованный в 1763 г., возлагал содержание воинских команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян. Указ преследовал назидательные цели - «дабы другие, боясь его, к тем ослушникам не приставали». Согласно указу 17 января 1765 г., помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; ему же предоставлялось право в любое время вернуть сосланного с каторги. Очередной указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина. Всякая челобитная крепостного приравнивалась к ложному доносу на помещика; была определена и мера наказания ослушникам- ссылка в Нерчинск.

В царствование Екатерины II дворянство окончательно формируется как самое привилегированное сословие государства. Для укрепления роли дворянства на местах в 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". Страна делилась на 50 губерний по 300-400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ. Губернии возглавляли назначенные правительством губернаторы. Подчинявшиеся непосредственно императрице, наиболее важные губернии по 2-3 объединялись под властью генерал-губернатора. Генерал-губернаторы назначались и в столицы. Губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций. Общими делами губернии руководило губернское правление. Финансами занималось Казенная палата. Судебными инстанциями становились Палаты уголовного и гражданского суда, Верховный земский суд и Совестный суд, в уездах - Нижний земский суд. Судебная система была сословной. Уездом управлял капитан-исправник. Город управлялся городничим, назначенным правительством, и делился на части во главе с частным приставом и кварталы во главе с надзирателем. Центр тяжести в управлении перемещался на места. Коллегии, таким образом перестали функционировать, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской.

Продолжением реформ местных органов власти стала "Жалованная грамота городам" (1785), которая определила систему управления в городах. Она закрепила сословную структуру населения города, деля его на 6 разрядов с различными правами. Жители города избирали орган самоуправления - общую городскую думу, городского голову и судей. Городская дума избирала исполнительный орган Шестигласную думу. Компетенция думы ограничивалась вопросами благоустройства, соблюдения правил торговли, народного образования и т.п. Ее деятельность находилась под контролем городничего, назначенного правительством.

В 1785 г. была опубликована и "Жалованная грамота дворянству" - "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства". Привилегии дворян получали статус закона. Грамота подтверждала право дворян не служить государству. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами. Дворянство получало свое сословно-корпоративное устройство - уездные и губернские дворянские собрания, которые избирали соответственно уездных и губернских предводителей дворянства. Дворянам присваивалось звание "благородного сословия".

Во времена Екатерины II происходит рост дворянского землевладения за счет раздачи земли из государственных фондов. В частные руки было роздано более 800 тыс. крестьян. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и ликвидирована Запорожская Сечь. Были уничтожены последние оплоты демократии на окраинах страны.

Абсолютное дворянское государство достигает своего расцвета при Екатерине II.

В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота дворянству» , согласно которой привилегии дворян получали законный статус. Теперь дворянство освобождалось от подушной подати, обязательной службы и телесных наказаний. За «благородным сословием» официально закрепились права собственности на землю с крестьянами, торговлю и предпринимательство. Таким образом, во время правления Екатерины II русское дворянство окончательно утвердилось в качестве главного привилегированного сословия, а сам период правления императрицы получил название «золотого века» русского дворянства.

Образование

Получение образования для русского дворянина во время правления Екатерины II было обязательным. Самым популярным способом являлось домашнее образование, и чаще всего лишь дворяне из крупных городов имели возможность учиться в специальных образовательных учреждениях. Одними из самых престижных заведений считались Санкт-Петербургский кадетский корпус и Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Особенно состоятельные получали образование за границей – во Франции, Англии или Германии. Детей забирались из дома в возрасте шести лет на все время обучения, которое составляло 15 лет.
Обучение начиналось приблизительно с пяти лет, и первыми учителями для ребенка становились сельские священники, грамотные крепостные и дьячки. Этот этап домашнего образования знакомил детей с религией, традициями и христианскими нормами. Благодаря ему у ученика должны были сформироваться нравственные устои, касающиеся, прежде всего, религии.

Алексей Бобринский в 1800-х годах

В возрасте 6-7 лет у дворянских детей начинался новый этап образования. Менялись наставники: ими являлись иностранные учителя и гувернеры, чаще всего – французы, иногда – немцы и англичане. Теперь у ребенка программа образования значительно расширялась. Прежде всего, изучались иностранные языки: французский – как основной у русского дворянина – и латынь, а английский и немецкий – по возможности. Добавлялись такие предметы, как география, арифметика, русский язык и многие другие. Огромное внимание уделялось физической подготовке ребенка. Детей учили верховой езде, фехтованию и охоте.

Софья Александровна Бобринская

Дворянским девочкам учиться было немного проще, хотя их образование и не слишком сильно отличалось от того, что давали мальчикам, но в целом носило поверхностный характер. Девочку обучали всевозможным видам рукоделия, танцам и пению, рисованию и игре на музыкальном инструменте. Девочке не обязательно было знать несколько иностранных языков, чаще всего они ограничивались немецким и французским. Особенное внимание уделялось осваиванию «хороших манер» и этикету.

Мода русского дворянства

Русский дворянин всегда одевался в строгом соответствии с модой. Время правления Екатерины II славится своим возвращением к «русским традициям» в костюме. Сама императрица носила русские платья, тем самым подавая пример приближенным. Дворянам разрешалось следовать всем канонам европейской моды, но главным условием наряда считались русские элементы.

Портрет Екатерины II в русском наряде кисти неизвестного художника

Екатерина II велела дворянам соблюдать «простоту» в нарядах, запретив отделывать платья золотым и серебряным шитьем свыше 9 см. Каждой губернии присваивался свой цвет, и теперь дворянам было необходимо являться в столицу исключительно в нарядах цвета своей губернии.
В мужской одежде особый пик своей популярности переживает фрак. Это был своеобразный перешитый кафтан, длина и форма которого изменялись под воздействием моды. Галстуки и трости были неотъемлемыми частями гардероба русского дворянина.
Женские платья этого периода отличаются своей скромной отделкой. Нижнее платье было преимущественного белого цвета, на нем отсутствовали кружева и оборки. Сверху надевалась роба – распашное платье, которое украшалось золотым шитьем, лентами и бриллиантами.

Елизавета Григорьевна Тёмкина

При Екатерине II все так же оставалась мода на «неестественный» цвет кожи. Дворяне обильно пудрились, мазали руки, шею и лицо белилами, а щеки сильно румянились. Чтобы перебить запах грязного тела, следовало натираться ароматическими маслами, на смену которым позже пришел парфюм.

Александр Дмитриевич Ланской. Портрет кисти Д. Г. Левицкого (1782)

Бал


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Балы являлись неотъемлемой частью жизни столичного дворянина времен Екатерины II. Здесь осуществлялась светская жизнь дворянина, где человек оказывался в непринужденной обстановке со своим сословием, а кавалеры могли «законно» оказывать дамам сердца внимание.
Танцы – главный атрибут бального вечера – задавали нужный тон и даже тему разговора во время приема. Обучались танцам примерно с пяти лет. В программу обязательно входили полонез, кадриль, полька, мазурка, котильон и вальс.

Со временем балы обзавелись собственным этикетом. Например, девушкам было не положено танцевать с одним и тем же кавалером более трех раз за вечер, но было обязательным принимать приглашение от каждого кавалера (имя партнера по танцам записывалось в специальную книжечку – «агенду» ). Кавалер обязан был развлекать напарницу во время танца, а также следить за шлейфом ее платья и ее самочувствием.