Специальные правила перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом. Задержание ТС при перевозке выступающего груза. Что такое негабаритный груз

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6

Вне зависимости от типа ТС, иногда требуется перевести что-то, превышающее его размеры или разрешенный вес. Чтобы не возникло проблем, необходимо знать, в каком случае это считается нарушением, когда необходимо вешать соответствующий знак и каковы размеры знака «негабаритный груз», а также степень ответственности водителя, не соблюдающего нормы.Итак, разбираем вопрос «Негабаритный груз: размеры, требования ПДД».

Что такое негабаритный груз

В ПДД описаны два варианта: предметы, выходящие за габариты авто, или превышающие максимально разрешенную для перевозки массу. Размеры негабаритного груза по ПДД определяются так:

  • Груз впереди или позади выступает на 100 см и более.
  • Сбоку выступает: от 40 см.

Для грузовых авто нестандартными считаются такие параметры:

  • Высота ТС свыше 2,5 м.
  • Вес – свыше 38 т.
  • Длина – от 24 м.
  • Ширина – от 2,55 м.

Установка знака согласно требованиям

Если на легковом авто возникла необходимость перевести нестандартного размера груз (негабаритный), требования ПДД гласят о необходимости закрепить его так, чтобы он не мешал обзору водителя, не мог соскользнуть и не касался дороги. На легковом авто запрещено перевозить предметы размером свыше 2,55 м шириной и 2,5 длиной. За нарушение этого правила, водителя могут лишить прав на полгода.

При перевозке выступающего предмета, необходимо закрепить на кузов или иные видные иным участникам движения места специальный знак. Размеры знака «негабаритный груз» по ГОСТу составляют 40*40 см. Этот металлический щиток должен иметь нарисованные на нем красные и белые полосы, расположенные диагонально. Также можно использовать не щит, а специальную наклейку.


Кроме того, чтобы соблюсти размеры знака «крупногабаритный груз», нужно удостовериться, что его поверхность световозвращающая. Это необходимо для предотвращения аварийной ситуации при перевозке в темноте. При этом стоит дополнительно повесить светоотражатели (красные и белые, соответственно).

Для грузового автомобиля, помимо аналогичного обозначения, используются и иные, специальные: крупногабарит, длинномер, автопоезд.


Штрафы за нарушения

За несоблюдение правил относительно величин груза или его неправильное закрепление, что грозит возникновением аварийной ситуации на дороге, водитель несет ответственность. Штраф за негабаритный груз по длине и за нарушение правил его закрепления составляет 2,5 тыс. рублей.

Если же такое размещение или превышение массы на грузовом транспорте разрешил уполномоченный сотрудник компании, штраф взимается с него, в размере 15-20 тыс. рублей. Юридические лица за подобные нарушения штрафуются уже на 400-500 тыс. рублей.

Помимо денежного штрафа, водителя иногда лишают прав на полгода, в зависимости от степени серьезности нарушения. Таким образом мы выяснили какого может быть негабаритный груз размера по требованиям ПДД.

Необходимость перевозки грузов разного рода повлияла на увеличение перевозок негабаритных грузов. В таких ситуациях кроме использования соответствующего транспортного средства, способного перевезти крупногабаритный груз, необходимо учитывать много других факторов. Они регламентируются нормативными документами. В том числе и правилами дорожного движения.

Крупногабаритный груз: определение

Под этим термином понимают транспортное средство (с грузом или без него), которое превышает по своим габаритным размерам значения, установленные нормативными документами. Так, по длине транспортное сродство не должно превышать значения в 20 м, по ширине - 2,55 м, по высоте - 4 м. При таких размерах общий вес транспортного средства и груза не должен превышать 38 тонн.

Понятно, что более легкий и меньший по размерам груз перевозить легче, а соответственно, и дешевле. Поэтому более простой считается перевозка крупногабаритных грузов, если габариты находятся в следующих пределах: длина не более 2 м выступает за края транспорта, ширина - до 3,5 м, высота - до 4,5 м.

Отличие крупногабаритных грузов

Существует несколько понятий, которые определяют крупные и тяжелые грузы. Неосведомленному человеку в них легко запутаться. Так, более общим понятием является «негабаритные грузы». Его еще иногда называют нестандартным.

Если говорить более простым и понятным языком, то негабаритный груз - это тяжелый или громоздкий предмет (иногда и то, и другое), который нельзя перевезти обычным способом в контейнере или закрытом транспортном средстве. Примером таких грузов может являться сельскохозяйственная техника, оборудование для бурения, трансформаторы и так далее.

Из-за большого разнообразия видов негабаритных грузов возникла необходимость классификации. Их делят на следующие виды:

  • Тяжеловесный, который после погрузки на транспортное средство вызывает превышение допустимых параметров по массе или нагрузке на ось.
  • Крупногабаритный груз, который вызывает превышение значений габаритных размеров автотранспорта.
  • Длинномерный, который после погрузки на автомобильный состав выступает за его задний борт более чем на 2 метра.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы сложно и очень дорого перевозить авиатранспортом и железнодорожными составами. Поэтому чаще всего используют автомобильный транспорт.

Нормативные документы

Перевозка крупногабаритных грузов должна выполняться в соответствии с разработанными нормативными документами. Эта необходимость прописана в Гражданском кодексе нашей страны. Грузоперевозки с использованием автомобильного транспорта (и легкового, и грузового), должны осуществляться в соответствии со следующей документацией:

  • Устав автомобильного и городского (который передвигается по земле и в качестве топлива потребляет электроэнергию) транспорта. Данный Устав утвержден ФЗ еще в 2007 году под № 259.
  • Инструкция Министерства транспорта, принятая в 1996 году (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом 2012 года № 258). Она затрагивает правила перевозки крупногабаритных грузов по автодорогам только нашей страны.
  • Постановление Правительства от 1993 года № 1090, которое относится к правилам дорожного движения.

Кроме описанных выше существуют и другие законодательные документы. В зависимости от конкретных характеристик груза (огнеопасные, скоропортящиеся, взрывоопасные и другие) необходимо учитывать и другие нормативы. Кроме того, нельзя забывать о международных соглашениях (и договорах).

Общие требования при перевозке

Требования, описанные в транспортной документации, которые затрагивают габаритные размеры и вес перевозимых грузов, касаются транспортного средства и груза. В соответствии с законодательством нашей страны необходимо иметь разрешение на перевозку крупногабаритного груза. Без данного документа перевозка груза запрещена.

В случае со сложными грузами обеспечивается сопровождение. Прикрытие может обеспечивать автомобиль, оборудованный мигалками. Сопровождение груза сотрудниками ГАИ осуществляется после заключения договора. Подобное сотрудничество позволяет обезопасить себя и перевозимый груз.

Транспортировка грузов с нестандартными показателями сопряжено с решением большого количества сложных вопросов (начиная от получения разрешения и заканчивая сопровождением автомобилем ГАИ). Поэтому лучше всего для правильного оформления данного процесса обратиться за помощью к специалисту.

Маршруты передвижения

Государственные органы производят контроль того, правильно ли перевозится крупногабаритный груз. Определение контролирующего органа зависит от маршрута доставки груза.

  • Локальные. В данном случае контролирующим органом будет являться организация, которая управляет автомобильными дорогами местного значения. Выбирается то место, где находится автотранспорт перевозчика.
  • Региональные. Контроль за данными видами перевозок будет осуществлять орган управления автодорогами федерального значения, который находится ближе всего от места начала транспортировки.
  • Международные. Разрешение в такой ситуации выдается Федеральной дорожной службой страны.

Получить разрешение на перевозки можно, обратившись в контролирующий орган.

Случаи возможной перевозки

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы могут перевозиться только в тех случаях, если соблюдаются следующие условия:

  • Размещенный груз не ограничивает водителю видимость.
  • Груз не мешает управлению и устойчивости на дороге транспортного средства.
  • Крупногабаритный груз не мешает водителю воспринимать сигналы, знаки и дорожную обстановку в целом.
  • Груз не создает лишнего шума, не повреждает проезжую часть, не засоряет ее.

При невыполнении хотя бы одного условия транспортировка груза запрещена. Она разрешается только после того, как будут приняты меры по устранению нарушений.

Правила перевозки

Негабаритный груз должен быть обозначен. Если он выступает за габариты автомобиля на 1 м спереди и сзади, на 0,4 м по бокам, на него устанавливается соответствующий знак «Крупногабаритный груз».

Перевозка грузов в условиях темноты осуществляется с использованием фонарей или светоотражающих элементов. Спереди устанавливается данный элемент белого цвета, а сзади - красного.

Соблюдение ПДД

В первую очередь, необходимо соблюдать скоростной режим. При движении по дорогам скорость не должна превышать 60 км/час. На мостах скорость снижается до 15 км/час. С целью обеспечения безопасности водитель обязан соблюдать данный скоростной режим. Ему также запрещается движение по дорогам, иным от заданного маршрута, двигаться в условиях гололеда или плохой видимости (менее 100 м).

Также запрещено движение по обочине дороги. Останавливаться водитель может только в местах, обозначенных для этого рядом с дорогой. В случае неисправности автомобиля водитель обязан прекратить движение. То же самое он обязан сделать в случае нарушения крепления груза.

Перевозка грузов

Перевозить крупногабаритный груз можно при соблюдении следующих процедур.

Для перевозки необходимо заранее получить специальное разрешение от контролирующего органа. Заявление на его выдачу рассматривается уполномоченным лицом в течение 3-4 дней. Этот срок может быть продлен до 30 дней, если перевозка возможна только после изменения первоначальной конструкции.

Контролирующий орган может не выдать нужного разрешения. Это возможно в тех случаях, если:

  • Крупногабаритный груз может быть разобран на отдельные части стандартных размеров.
  • Невозможно обеспечить безопасность во время перевозки.
  • Имеется возможность перевезти груз более безопасным способом (к примеру, на самолете или по железной дороге).

В некоторых ситуациях должно быть обеспечено сопровождение. К подобным случаям относят:

  • Ширина автомобиля с грузом более 4 м.
  • Длина превышает 30 м.
  • Перевозчик занимает некоторую часть встречной полосы.
  • В случае возникновения изменения условий перевозки с целью соблюдения безопасности движения.

Сопровождающий автомобиль должен отвечать предъявляемым к нему требованиям, обеспечивающим безопасность движения. Он должен быть оборудован оранжевыми проблесковыми огнями. Он должен двигаться на установленном ПДД расстоянии от грузового (или легкового) автомобиля, которое перевозит негабаритный груз.

Перед перевозкой груза необходимо ознакомиться с правилами, которые актуальны в Российской Федерации, и получить разрешение. Нужно соблюдать установленный порядок, в противном случае возможен штраф за негабаритный груз, лишение прав на определённый срок и задержка транспортного средства (ТС). Административное наказание назначается любому лицу (физическому, должностному, юридическому), которое выполняет доставку.

Негабаритный (крупногабаритный) груз – это транспортное средство с размерами, превышающими по высоте, ширине или длине (по одному или нескольким параметрам) значения, установленные законодательством РФ. Это ряд требований к ТС, состоянию дороги, ограничению транспортных сетей, безопасности. Поэтому возможность перевозки может быть ограничена характеристиками мостов, тоннелей, наличием в маршруте переездов ж/д транспорта, линий связи.

Перевозка негабарита допустима, только если груз:

  • не заслоняет другим участникам движения номера, световые приборы, светоотражатели;
  • не создаёт помех для сигналов, подающихся руками;
  • не заслоняет обзор – водитель обязан посредством зеркал видеть обстановку впереди и за ТС;
  • не шумит, не пылит, не загрязняет окружающую среду;
  • не мешает вождению и не влияет на устойчивость машины.

А также следует придерживаться ограничений по скорости. На дорогах – не более 60 км/ч, на мостах – не более 15 км/ч. В РФ предусмотрен штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения, поэтому следует точно придерживаться установленных правил.

Ограничения по перевозке грузов

В законодательстве РФ чётко регламентируются разрешённые к перевозке размеры негабаритных грузов. А именно:

  • длина – не больше 20 м;
  • негабаритный груз по ширине – не больше 2,55 м;
  • высота – не больше 4 м;
  • вес с грузом – не больше 38 т.

Перемещение крупногабаритного груза может выполняться без спецразрешений, если выполнены требования действующих правил ДД. А значит, он, превышая размеры машины сзади или спереди более чем на 100 см или сбоку больше чем на 40 см (от края габаритного огня), должен иметь специальные знаки.

При условиях плохой видимости (ночь, туман) нужно установить белый светоотражатель (спереди), красный светоотражатель (сзади) или фонари.

При несоблюдении габаритов и отсутствии спецразрешения может быть наложен административный штраф за негабарит по длине на грузовом автомобиле, а также по ширине и высоте. Даже превышение одного из параметров влечёт наказание. Так как, например, превышение габаритов по высоте может привести к порче установленных над дорогой знаков или линий электропередач. По ширине – превышать размеры дорожной полосы, затруднять движение других автомобилей.

  • На водителя налагается штраф – 2-2,5 тыс. рублей. При отклонении от маршрута придётся выплатить такую же сумму. А также возможно изъятие прав на срок от 4 до 6 месяцев и задержка ТС.
  • Превышение габаритов транспортного средства должностным лицом приводит к штрафу в размере 10-15 тыс. рублей.
  • Юридические лица должны будут выплатить 250-400 тыс. рублей.

Законодательство РФ регламентирует обязательное оформление путевого листа для граждан, которые перевозят грузы. составляет 20 тыс. рублей для должностного лица и до 100 тыс. рублей для юридического лица.

Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов регулируется рядом требований, стандартов и правил, которые описаны в соответствующих документах. Однако следует помнить, что несмотря на то, что негабарит должен перевозиться в соответствии с особыми правилами, разработанными специально для данной категории грузов, при перевозке главенствующую роль играют все же правила дорожного движения. Стоит иметь в виду, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы можно перевозить автотранспортом только в том случае, если груз невозможно перевести по частям. Кроме того, груз запрещается перевозить, если он превышает по размерам автомобиль спереди свыше 2 метров и сзади свыше 4 метров. Исключение может составить только тот факт, когда уменьшение груза невозможно и перевозка груза по частям может быть очень трудной и дорогой. Особое внимание стоит обратить на то требование, что если при загрузке товара есть возможность выбирать размеры нагрузки (ширину, высоту или длину), то следует избегать превышения разрешенной ширины.

Максимальную скорость передвижения назначает оформитель специального разрешения в зависимости от размеров груза, его массы и прочих нюансов и дорожных условий.

При этом скорость не должна превышать: максимально допустимую скорость транспортного средства 80 км/ч.

Перевозка негабарита допускается только в тех случаях, если выполняется ряд условий:

1.Груз не ухудшает обзор водителю;

2.Не оказывает негативного влияния на устойчивость транспортного средства;

3.Не закрывает светоотражатели, осветительные устройства, опознавательные знаки, не препятствует восприятию сигналов, подаваемых водителю рукой;

4.Не создает шумов, не поднимает пыль при транспортировке, не вредит дороге и окружающей среде.

Если же одно из этих условий нарушается во время следования, в задачу водителя входит устранить нарушение. Если по какой-либо причине это невозможно, необходимо прекратить движение, в противном случае будет выписан штраф за перевозку крупногабаритного груза.

Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов обращает особое внимание на нагрузки, воздействующие на каждую ось транспортного средства. Их значение ни в коем случае не должно превосходить разрешенное фирмой-изготовителем. В целом, необходимо учитывать массу полуприцепа, которая также не должна превышать предельно допустимые величины. Однако даже при правильном выполнении всех расчетов, безопасность пути во многом зависит от квалификации водителя – правила перевозки крупногабаритных грузов требуют от него постоянного контроля над качеством крепления грузов и их расположением на платформе.

В обязанности водителя крупногабаритного груза входит:

1.перед выездом убедиться в исправности груза и на протяжении всего пути проверять это;

2. на дороге держаться правее и при необходимости остановиться в подходящем месте, чтобы позволить скопившимся сзади автомобилям проехать, или уступить дорогу движущимся навстречу автомобилям.

В обязанности перевозчика крупногабаритного груза входит:

1.организовать перевозку так, чтобы она наименьшим образом препятствовала и угрожала другим участникам движения;

2.избегать перевозку в часы пик и в другое время, когда из-за дорожных или погодных условий и частоты движения это опасно и является причиной препятствия движения другим автомобильным средствам;

3.при возможности избегать перевозку в жилых местностях, также по улицам с интенсивным движением и перекресткам;

4.учитывать находящиеся на обочине постройки: знаки дорожного движения, линии электропередач и т.д. При необходимости договориться с владельцем дороги о временном устранении препятствий, находящихся на дороге;

5.строго следовать установленному маршруту. При необходимости изменить маршрут следует вновь ходатайствовать о новом специальном разрешении. За обеспечение безопасности негабаритного груза во время транспортировки отвечает фирма-перевозчик и непосредственно водитель, выполняющий рейс. Однако зачастую этого бывает недостаточно, поскольку отправитель хочет перестраховаться, чтобы полностью быть уверенным в том, что дорогостоящий груз будет доставлен в пункт назначения вовремя в целости и сохранности. В таких случаях транспортные компании предлагают воспользоваться услугой сопровождения негабарита.В сопровождении груза участвуют так называемые «автомобили прикрытия» - транспортные средства, оснащенные специальными сигналами, а в некоторых случаях и спецмаркировкой. Таким образом, присутствие автомобилей прикрытия оповещает всех участников дорожного движения о том, что производится транспортировка негабарита, соблюдается особый скоростной режим и другие правила перевозки негабаритного груза.

Кроме автомобилей прикрытия, в сопровождении негабарита могут также участвовать машины сопровождения и охраны (как правило, это автомобили дорожной полиции). Их присутствие позволяет сделать грузоперевозку максимально защищенной и безопасной.Сопровождение негабаритных грузов требует дополнительных финансовых вложений, однако такие расходы более чем целесообразны, особенно при перевозке ценных грузов (дорогостоящего или эксклюзивного оборудования). Кроме того, сопровождение негабарита позволяет значительно ускорить процесс транспортировки, и отправитель может быть уверенным, что груз прибудет вовремя. Кроме всего вышеперечисленного, существуют также требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза. Транспортные средства, перевозящие негабаритные грузы и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.

Требования, предъявляемые к перевозке негабаритных и крупногабаритных грузов, подразделяются на несколько групп, исходя из размеров и габаритов груза. Для получения более подробной и четкой картины, автор составил следующую таблицу:

Параметры автопоезда с грузом

Изменения параметра

Необходимость разрешения

Автомобиль прикрытия

Патрульный автомобиль

Длина автопоезда с грузом (м)

необходимо

необходимо

необходимо

30 и более

необходимо

необходимо

Ширина автопоезда с грузом (м)

необходимо

необходимо

необходимо

необходимо

необходимо

Высота автопоезда с грузом (м)

необходимо

4,50 и более

разработка маршрута в зависимости от препятствий с привлечением спецтехники по подъему электросетей и т.д.

Вес автопоезда с грузом (т)

необходимо

44 и более

разработка спецпроекта

Кроме того, на транспортных средствах, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство»Знак «Автопоезд» Знак «Крупногабаритный груз» Знак «Длинномерное транспортное средство»

Знак «автопоезд» обозначается в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм. Такой знак устанавливается на грузовых автомобилях и колесных тракторах с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах.

Знак «крупногабаритный груз» обозначается в виде щитка размером 400х400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

Знак «длинномерное транспортное средство» обозначается в виде прямоугольника размером не менее 1200х200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность. Такой знак устанавливается сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза составляет более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600х200 мм симметрично оси транспортного средства.