Когда появилась хохлома. Роспись хохлома по дереву: история развития

Хохломская роспись - это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Удивительна история создания данного вида промысла, питающая богатейшие образы русской души!

Хохломской промысел насчитывает более 300 столетий и был основан в нижегородском Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений близ реки Узол, испокон веков занимались окраской деревянной посуды. Корни хохломского промысла уходят в иконопись. XVII век время обширного заселения нижегородских земель "старообрядцами" - они были противниками церковных реформ Патриарха Никона. Именно они знали секрет золочения деревянных икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Иконы покрывали слоем серебра, предварительно растертого в порошок, после чего пропитывали олифой и ставили в печь. После закалки икона приобретала золотистый цвет. Впоследствии, появилось более дешевое олово, и этот способ распространился и на посуду.

Хохломская посуда привлекает не только насыщенностью орнамента, но и своей долговечностью. Изделия ценят за прочное лаковое покрытие, которые ни под воздействием времени, ни под температурами не изнашиваются: не трескается лак, не блекнут краски, что позволяет пользоваться предметами быта в повседневной жизни.

В наше время технология отделки привлекает мастеров декоративно-прикладного искусства. И как же все-таки делают такую красоту? Сначала изготавливают болванки, из которых потом вытачивают чашки, вазы, матрешки и многое другое. Используют деревья разных пород, но чаще - липа. Древесину выдерживают на открытом воздухе не менее года. В производстве некрашеную посуду, болванки, называют "бельем". Чтобы изделие в будущем не дало трещин, "белье" необходимо хорошо высушить, поэтому в помещениях предварительной подготовки поддерживается температура 30 градусов.

После сушки "белья" его грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой. После грунтовки снова сушка часов 8. Следом мастер обязательно вручную покрывает изделие несколькими слоями олифы (льняное масло), на этом этапе мастер использует тампон из натуральной овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку. Он окунает его в миску с олифой и быстро втирает в поверхность изделия. Он поворачивает его так, чтобы олифа распределилась равномерно - это очень ответственно, от этого будет зависеть качество посуды, прочность росписи. Изделие покрывают олифой 4 раза. Последний раз сушат до того момента, когда палец слегка прилипает, но не оставляет следов.

Следующий этап - покрытие алюминиевым порошком. Выполняют это тоже вручную тампоном из овечьей кожи. Именно на этом этапе, этапе лужения, предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи. Расписывают термостойкими минеральными краскам, такими как охра, сурик, кармин. Главные цвета, которые придают ту самую узнаваемость - красный и черный (киноварь и сажа), но допускается и немного других цветов - коричневых, зеленых, желтых. Готовые росписные изделия 2-3 раза покрывают лаком и закаливают. Именно в последний этап, из "серебряной" посуды появляется "золотая".

Хохломская роспись выполняется двумя классами письма: "верховой" и "фоновый". Для "верхового" типа характерен свободный ажурный рисунок, на данный фон наносится рисунок, основная линия, после насаживаются капельки, завитки и т.д. Для "фоновой" росписи характерно использование красного или черного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В этом случае сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон.

В настоящее время хохлома - уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. После всемирной выставки в 1889 году в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Посуда появилась на рынках Западной Европы, Азии, Персии, Индии. В XX столетии посуда проникает в города Америки, Австралии и даже Африки.

В настоящее время есть 2 центра хохломской росписи - город Семёнов, с фабриками "Хохломская роспись", "Семёновская роспись" и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяя в себе мастеров деревень Кулигино, Сёмино, Новопокровское. И все-таки столицей Хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 км от Нижнего Новгорода. На предприятии работает около полутора тысяч человек, из них 400 художников. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты.

Искусство Хохломы распространилось не только на предметы быта, посуду, мебель, но и радует нас просто в самых непривычных местах. Судите сами!

Сказка


Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

Легенда.

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Из истории хохломской росписи.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.


Рисунок хохломы.

Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.


Процесс производства

Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, то есть блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.



Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Россия славится своими древними традициями и народными промыслами. Мы с вами уже вели разговоры про невероятной красоты . Сегодня тема посвящена ещё одному старинному искусству. Будем изучать, что такое хохлома.

Уверена, во многих семьях найдётся хоть одна деревянная ложка, украшенная золотом, а может, сохранилась и другая посуда и даже мебель с узорами хохломы. В советские времена малыши рисовали свои первые рисунки дома или в саду за столиком, сидя на стульчике, расписанными ярко-золотыми узорами.

План урока:

Секрет появления хохломы

Хохломская декоративная роспись посуды и предметов мебели в золотом и красном стиле по чёрному фону родилась в 17 веке в городке Семёнов, расположенном в северной стороне от Нижнего Новгорода. Потому её некоторые ещё зовут семёновской росписью. Символ хохломского искусства – сказочная огненная украшенная цветами жар-птица.

Вокруг народного промысла ходит много легенд.

Так, по одной из них жил когда-то в лесу на берегу реки умелец, вырезавший из дерева плошки да ложки. А разукрашивал он их своими «золотыми руками», что казались они сделанными из золота. Узнал про такую красоту царь да рассердился, что такой посуды у него не было, отправил за умельцем в лес солдат. Да вот только никого они там не нашли. Пропал тот человек неведома куда, но передал своё умение местным крестьянам, дома которых век за веком наполнялись «золотыми» предметами быта.

Историки говорят, что хохломская роспись получила своё название от торговой деревушки, куда местные мастера носили на продажу свои великолепные изделия. Россия тогда только-только освободилась от татаро-монгол, стали обновляться церкви и широкое распространение получила иконопись. Вот она-то и стала прародительницей золотой хохломы.

Нижегородские земли постепенно заселялись, сюда пришли и старообрядцы, которые знали особый секрет золочения иконных досок с серебряным металлом и льняным маслом – олифой. Дерево икон покрывали серебряным порошком, затем сверху мазали олифой и ставили в печку. Из печки деревянная красота уже выходила золотая.

Появившееся дешёвое олово позволило обычным деревенским мастерам делать предметы быта. Расписная праздничная посуда начала изготавливаться по заказу и дарилась иноземным гостям. Помимо посуды, делали шкатулки и шкафчики, столы и стульчики. Попав на международную выставку в Париж, хохлома прославила нижегородских мастеров на весь мир.

«Бьём баклуши» и делаем «бельё»

Сейчас поясню, что это значит. Прежде чем что-то расписать хохломой, нужно это что-то создать.

На самом первоначальном этапе мы будем «бить баклуши» — именно так раньше на Руси назывался процесс изготовления деревянных заготовок будущего изделия.

Работа это ответственная да кропотливая, так как сначала топорами делаются нужных размеров бруски, а потом при помощи инструментов – тесла, резца и ножа – им придаётся форма ложки, миски, чашки и любого другого предмета. Важный секрет мастеров – дерево должно быть сырым, и лишь потом оно сушится. Вот так из баклуш получалось «бельё» — обработанное дерево с легким розоватым оттенком.

Высушенное «бельё» начинают грунтовать. Что это значит? Это второй этап подготовки изделия для художественной росписи. Сначала отшлифованное от шероховатостей при помощи шкурки «бельё» обмазывают несколькими слоями льняного масла, а потом на него наносят особый состав – вапу. Будущая красота после нанесения грунтовки становится похожа на коричневый глиняный предмет, так как в составе вапы – очищенная глина. Дерева из-под вапы не видно совсем.

Отгрунтованное изделие отправляется в печь, а потом снова шлифуется, чтобы оно стало гладким и глянцевым, а затем обмазывается олифой. Она пропитывает грунт и создаёт особую плёнку, к которой липнет металлический порошок – полуда. Раньше в качестве полуды служило олово, мы с вами об этом уже упоминали, а сегодня используется алюминий.

Втирая полуду, мастер занимается лужением, и вот уже лужёная кружка или ложка кажутся сделанными совсем не из дерева, а отлитыми из металла, сверкая серебристым матовым блеском.

Всё, предмет готов для кисти мастера.

Какой бывает хохлома?

Для своей работы хохломские художники используют масляные краски и только тоненькие кисточки, которые часто делают для себя сами из хвостиков белки или из кусочка шерсти от овечки (называются они нежно «ляпушки»).

Среди традиционных хохломских элементов – лесные ягоды рябины и земляники, разные цветочки и веточки. Есть в хохломских рисунках птицы, рыбки и зверюшки.

В росписи используется только придающий теплоту красный, усиливающий сияние чёрный, оживляющий зелёный и добавляющее благородства золото. Лишь в редких случаях узор оживляют добавлением белой краски. У закруглённых предметов под хохломскую роспись нет резких контуров, все узоры рассеивают свет.

Хохлома бывает «верховая» и «под фон». Это две разные технологии росписи изделия.

Первая предполагает, что на покрытое серебром лужёное «бельё» наносятся красным и чёрным узоры. В верховом стиле росписи применяют разные орнаменты:

  • травка – это классика жанра, которая нам с детства знакома из луговых трав в виде тонких завитков, в которые художники вписывают ягодки, горошки и колоски,
  • узоры «под листок» или «под ягодку» — делается мастером широкими мазками кисти, среди популярных элементов встречаются ягоды и листья смородины, земляники, крыжовника, цветки колокольчика,
  • «пряник» — он может быть в виде круга, квадрата или ромба, в серёдку которого вписывается рисунок по подобию солнышка с лучиками, и кажется, что оно всё время движется, обычно такой орнамент рисуют внутри чашки или блюда.

Второй метод «под фон» заключается в том, что первоначально намечают контуры орнамента, а весь свободный от узоров фон заполняется чёрной краской. Получается, что рисуют не рисунок, а фон. Чаще всего в таком стиле росписи применятся элемент под названием «кудрИна» — это пышная роспись с круглыми и затейливыми завиточками, которые внешне похожи на кудряшки. Такой метод хохломы более трудоёмкий, ему ещё надо поучиться.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте» , присоединяйтесь, там весело)

История

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Технология «золотой хохломы»

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Виды росписи

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое .

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку» , роспись «пряник» .


Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина» .

Галерея






История золотой хохломы. Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Посуда хохлома.

На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.

В начале XX столетия русские хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различную посуду: ложки, блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.

Ложка хохлома.

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами.

Часы с узором хохломы.

На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями. На предприятии с 1964 года действует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожественные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и международных выставках. По эскизу заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором.

Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован " современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.

В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Золотая хохлома в Семенове.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью, иконы. В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.

Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства: живопись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа и является незаменимой при обустройстве групп детских садов и детских жилых комнат. Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати. Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.Золотая хохлома иконы

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер - классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам - просторная столовая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуде». На фабрике есть ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутора - метровая чаша. А также магазин, в котором по доступным ценам можно купить все, что производится на фабрике. Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.

Генеральный директор ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись» Николай Васильевич Короткое, заслуженный работник культуры РФ. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством " IV степени. В 2003 году Российский союз товаропроизводителей присудил ему высшую экономическую премию им. А. Н. Косыгина.