Психология фрейд школа саморазвития в контакте. Школа Эго-психологии А. Фрейд. Закрытый интенсив по инвестированию и финансовой свободе

История возникновения психоанализа началась с того, как австрийский врач З.Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Психоанализ – едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют «бессознательную» структуру. Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и «норма», по Фрейду, – не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.

Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов – «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины – определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» – совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

1.5 Психологические школы: гуманистическая психология.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинкта).

Идеи А. Фрейд получили признание во многих странах мира. В своих работах она развивала поздние идеи се отца, З. Фрейда, связанные с представлением о функциях Эго. Как оказалось, не все сознательное эквивалентно Эго, могут быть и бессознательные части Эго, связанные, например, с действием защитных механизмов личности. Именно этому были посвящены первые работы А. Фрейд: акцент сместился с изучения "Оно" и его влечений к тому, что может укреплять и развивать Эго, к сложным аспектам его взаимодействий с внешней реальностью и тому, как Эго выдерживает напор из "Оно" и "Сверх-Я" .

Во время Второй мировой войны А. Фрейд совместно с Д. Берлингейм организовала специальные ясли для маленьких детей, потерявших родителей. Там они разработали подходы для лечения психического ущерба, который был причинен этим детям войной и ранней сепарацией с матерью.

После войны на базе яслей была создана знаменитая Хэмпстедская клиника, которая сейчас носит имя Анны Фрейд. Именно клиническая и фундаментальная работа, проводимая в Хэмпстедской клинике, позволили А. Фрейд существенно продвинуться в создании целого направления в психологии развития - психоаналитической психологии. Ведение подробных записей психоаналитических сессий всеми сотрудниками клиники позволило создать уникальную базу данных, на основе которой впоследствии стало возможным эмпирическое доказательство эффективности психоаналитического метода и создание специального Хэмпстедского индекса детского развития и метапсихологического профиля. А. Фрейд ввела понятие "линии развития", являющееся совместным результатом действия внутренних драйвов, Супер-Эго и ближайшего окружения ребенка. В своем исследовании она описывает требуемый уровень развития каждой из линий, делающий возможным переход на новый этап функционирования. Все это позволяет увидеть широкую вариативность нормального развития .

Важную роль в развитии Эго-психологии сыграл Э. Эриксон. Его концепция эпигенеза Эго-идентичности позволила ввести в психоанализ социокультурное измерение и выяснить его значение и связь с психосексуальным развитием для становления целостной личности человека. В своей знаменитой работе "Детство и общество" он подчеркивал неразрывную связь психосексуального развития с социальным взаимодействием ребенка .

Р. Шпиц создал серьезную научную эмпирическую базу, позволившую получить экспериментальные подтверждения некоторых базовых положений теорий развития З. Фрейда и А. Фрейд. Он фактически первым стал использовать видеозапись для наблюдения за младенцами, что позволило сделать важные теоретические выводы о развитии личности ребенка на первом году жизни. Свои результаты он представил в фундаментальной работе "Первый год жизни" . Р. Шпиц впервые описал клинически значимые феномены госпитализма и анаклитической депрессии, отметив тем самым значимость постоянства надежного внешнего объекта, ухаживающего за ребенком. Вместе с тем ряд его выводов не подтвердился в дальнейших исследованиях становления Эго в младенческом возрасте. Например, было показано, что младенец может отличать свою мать с рождения и барьер, защищающий новорожденного от внешней стимуляции и возможности ее регистрации, не так высок и непроницаем, как полагал Шпиц.

Серьезную роль в развитии идей А. Фрейд в США сыграли новаторские исследования М. Малер. Сформулированная ею теория сепарации-индивидуации, клиническое описание феноменов ранних детских аутистических и симбиотических психозов позволили по-новому взглянуть на раннее развитие ребенка. В ее фундаментальной работе "Психологическое рождение человеческого младенца: сепарация и индивидуация" дается масштабный обзор основных результатов эмпирического исследования нормально развивающихся детей раннего возраста, полученный на основании лонгитюдного, тщательно организованного наблюдения за поведением детей этого возраста в группе сверстников в присутствии и отсутствии их матерей .

М. Малер ввела понятия "сепарация" и "индивидуация", рассматривая их как основные движущие силы развития личности. Процесс развития связан с психологическим отделением ребенка от матери и с ростом его самостоятельности, становлением новых способов исследовать мир вокруг себя. Эти процессы имеют сложную структуру и последовательность фаз и подфаз, выделенных Малер на основании эмпирических данных. Малер выделяет аутистическую, симбиотическую фазы и фазу сепарации-индивидуации. Описание одной из важнейших подфаз последней фазы - подфазы воссоединения - имеет большое значение для клинической помощи детям и даже взрослым пациентам с пограничной и психотической личностными структурами.

Чрезвычайно значимым с клинической точки зрения оказалось описанное Малер состояние симбиотического психоза в раннем возрасте. Тонкая дифференциальная диагностика с учетом этого феномена позволяет разграничить патологическую сепарационную проблематику от психотического расстройства более раннего генеза. Это позволяет корректировать ход психотерапии и прогноз на выздоровление ребенка .

Отдельно в ряду известных детских психоаналитиков стоят представители французской детской психоаналитической школы Ф. Дольто и С. Лебовиси. В своих работах Дольто исследовала развитие бессознательного образа тела, сложные связи между принятием ребенком ряда ограничений, необходимых для развития, и связанной с этим способности к символизации . Она внесла также большой вклад в развитие институциональной помощи маленьким детям и их матерям, организовав специальную структуру особых детских учреждений "Зеленый дом". По сути, это было продолжением новаторских организационных идей А. Фрейд.

Выдающуюся роль в развитии детского психоанализа во Франции и во всем мире сыграл С. Лебовиси. Его внимание к младенческому возрасту, развитие представлений об особенностях детского переноса в психотерапии, внимание к семейному контексту и явлению межпоколенческой передачи, участие в разработке метода психоаналитической психодрамы способствовало развитию теории и практики детского психоанализа. К сожалению, его работы до сих пор практически не издавались на русском языке .

Таким образом, можно видеть, что современный детский психоанализ оперирует различными исходным постулатами, в зависимости от школы и направления. Вместе с тем можно выделить и наиболее важные идеи, составляющие основу глубинно-психологического понимания ребенка. Эти идеи проходили проверку временем, клинической практикой и иногда специально организованным экспериментом. Можно выделить следующие наиболее важные принципы и постулаты.

  • 1. Развитие идет по пути становления автономии ребенка, от первоначального и необходимого психического слияния с матерью к постепенному формированию чувства независимости и отдельности у ребенка. Это означает, что ребенок постепенно открывает для себя существование матери как отдельного человеческого существа, с которым можно иметь отношения, а затем обнаруживает для себя существование Другого человека, отличного от матери (обычно в этой роли выступает отец ребенка), а также тот факт, что отношения существуют не только у пего с каждым из этих людей, но и между матерью и отцом.
  • 2. Психическое развитие ребенка, его переход с одного этапа на другой связаны с решением важнейших вопросов, касающихся идентичности, чувства себя: "Откуда я появился на свет?", "Кто я такой?", "От кого я произошел?", "Что означает, что я мальчик или девочка, и в чем отличие?"
  • 3. Развитие связано с преодолением чувства первоначального иллюзорного всемогущества и с интеграцией в сообщество людей, социум. Ребенку необходимо обнаружить существование различных, разноуровневых отношений в семье, открыть систему иерархии и межпоколенческих различий. Если в семье перепутаны позиции взрослого и ребенка, нарушены связи поколений, нет четких границ, очерчивающих положение в семье каждого ее члена, если в структуре семьи есть неадекватные сдвиги, то ребенку будет трудно осознать свое место как в семье, так и в социуме.
  • 4. Развитие идет по пути символизации желаний, высшей формой которой является осмысленная речь, направленная на самовыражение и установление эмоционального контакта с другими людьми. Не все свои чувства ребенок умеет выразить с помощью слов, но очень важно, чтобы он овладевал такой способностью.
  • 5. Развитие связано с адекватным возрасту и иолу ребенка ограничением его желаний со стороны взрослых. Таким образом ребенок узнает о существовании реальности с се ограничениями и о существовании реальных людей, которые имеют собственное отдельное бытие. Процесс установления границ для желаний ребенка сложен. Он имеет постепенный характер и требует от взрослых чуткости, уважения, осознания истинных потребностей и возможностей ребенка в данный период его жизни, гибкости, твердости и последовательности.
  • 6. У каждого человека есть часть психики, которая получила название "бессознательное". Она содержит в себе различные фантазии, забытые образы прошлого, импульсы и побуждения. Эта часть психики вмещает много психического материала, временно или постоянно недоступного для того, чтобы направлять на него сознательное внимание. Несмотря на неосознанность этой сферы психики (или благодаря этому), она способна оказывать влияние на поведение, поступки, взаимоотношения, развитие и даже судьбу человека. Узнать о существовании бессознательного можно только косвенным образом.
  • 7. Развитие может быть обусловлено соотношением инстинктов жизни и смерти, привязанных к внутренним объектам. При этом инстинкт жизни понимается в контексте развития, роста, образования новых связей и отношений, в то время как инстинкт смерти, наоборот, связан с уничтожением и отрицанием вышеперечисленного. Выраженность и представленность этих инстинктов предполагается некоторыми исследователями врожденной. Зависть является производным инстинкта смерти, существует у младенца от рождения, а интенсивность ее выраженности во многом определяет направление развития и роста.
  • 8. Особенности личности взрослого человека во многом определяются тем, как проходило его развитие в детстве. Личная история складывается из всевозможных обстоятельств жизни и включает не только факты его биографии, но и то, какой внутренний отклик получили внешние события во внутреннем мире растущего ребенка. Взрослый в действительности не избавляется до конца от своего детства, он носит его в своей психике, осознанно и неосознанно.

У взрослых людей сны о школьных годах обычно вызывают тоску и ностальгию по веселому, беззаботному прошлому. Однако помимо этого, подобное сновидение может быть и достаточно серьезным предупреждением о небольших затруднениях и хлопотах, которые вам предстоят. Наконец, если во сне вам приснилось место, где вы когда-то обучались, обязательно задайте себе вопрос: возможно, для того, чтобы добиться успеха в будущем, вам необходимо получить какие-либо новые знания и навыки?

По Миллеру

Если верить соннику известного психолога Густава Миллера, то чаще всего за парту во сне садятся люди, которые имеют склонность к литературе и печатному слову. Также увиденная во сне школа, в которой когда-то учился сновидец, может говорить о том, что человек устал от накопившихся проблем и забот, и мечтает о простых, незатейливых радостях своей юности. А вот незнакомое вам школьное здание и большое количество детей в его дворе является очень хорошим знаком, сулящим благосклонность начальства и быстрый карьерный рост.

По Ванге

Известная болгарская прорицательница говорит о том, что сон, где фигурирует школа, знаменует небольшую, но досадную неудачу в будущем, которую вы потерпите по причине нехватки каких-либо знаний. Если же в своем сновидении вы превратились не в ученика, а в учителя, значит, в реальной жизни вы слишком мало времени и внимания уделяете своим собственным детям.

По Юноне

Этот сонник утверждает, что школа в первую очередь сулит человеку некоторые затруднения в жизни, которые могут быть связаны с недостатком знаний или опыта. Возможно, вы плохо усвоили какие-либо жизненные уроки, поэтому рискуете второй раз наступить на те же самые грабли. Кроме того, если вам часто снится школа, это может свидетельствовать о том, что вы испытываете острую тоску по своим старым друзьям.

По Цветкову

В этом случае здание, где учится большое количество детей, означает, что в ближайшее время вы будете испытывать сильное беспокойство по какому-либо поводу. Тем же, кто увидел себя вновь сидящим за школьной партой, следует готовиться к укорам со стороны родственников и друзей.

По Фрейду

Наверняка очень многим интересно узнать, к чему снится школа по мнению легендарного отца психоанализа. Итак, фрейдистское толкование этого знака говорит о том, сновидец склонен к частой смене партнеров и неразборчивости в интимных связях. Будьте очень осторожны - подобное поведение может привести к серьезным проблемам в будущем.

Раскажи о своем сне друзьям,
сохрани чтобы не потерять

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.