Правила игры в дартс, расстояние до мишени. Правила игры в дартс для начинающих

Чем можно заняться небольшой компании молодых людей, если есть немножко свободного времени? Почему бы не поиграть во что-то? В данной статье мы расскажем о том, какие существуют правила игры в дартс.

Что это такое?

В первую очередь нужно разобраться, что же представляет собой данная забава. Так, это игра, главной целью которой является попадание дротиком (так называемой маленькой стрелой с острым кончиком) в цель. Что касается самого названия, то, предположительно, в переводе данное слово означает «поперечное сечение дерева». А все потому, что, скорее всего, раньше в качестве мишени использовали дно деревянной бочки (тогда же и игра называлась несколько иначе - Dartboard).

Основные составляющие игры

Прежде чем изучать правила игры в дартс, стоит несколько слов рассказать о том, какими же должны быть ее составляющие.

  1. Мишень . Это круглая дощечка, поделенная на сектора (они должны быть отмечены числами от 1 до 20). Важно сказать о том, что каждый сектор имеет свой установленный размер. Также важен материал, из которого изготавливается мишень. Чаще всего они сизалевые (сделаны из спрессованного волокна агавы).
  2. Дротики . Форма их всегда будет стандартной. Однако отличаться они могут по следующим характеристикам: весу, размеру, оперению и т. д. Также они могут быть изготовлены из самого разного материала: никеля, вольфрама, пластика, стали и т. д. Сам же дротик состоит из трех частей: острого наконечника, хвоста и оперения (все это может быть выполнено из различных материалов).

Важные цифры

Правила игры в дартс в цифрах.

  1. В основном, мишень (т. е. самый центр круга) должна быть расположена на расстоянии 1,73 метра от пола.
  2. Вес дротика должен быть 50 г. Если играют непрофессионалы, вес может быть немножко больше. Однако на соревнованиях это считается грубым нарушением правил и может стать причиной дисквалификации игрока.
  3. Дартс (правила игры). Расстояние от мишени до полосы, за которую не должны заступать игроки, должно составлять 2,37 метра. Все не так уж и сложно.

Техника броска

  1. Прицеливание (работают глаза и рука).
  2. Замах (руки с дротиком).
  3. Набор скорости рукой перед броском.
  4. Отпускание игрового инструмента - дротика.
  5. Вытягивание руки (автоматическое действие после отпускания дротика).

Стоит также сказать о том, что существуют разные «хваты» игровых инструментов. Так, дротики можно брать тремя разными способами.

  1. «Стандартный хват».
  2. «Карандашный хват».
  3. «Смешанных хват», который объединяет в себе два предыдущих варианта.

Брать дротики можно так, как удобно, это никак не повлияет на вынесение вердикта о результате игры.

Виды игры

Изучая тему «Правила игры в дартс, расстояние до мишени», стоит сказать о том, что данная забава бывает многих видов. Самые распространенные из них два: дартс-301, 501. Однако помимо этого, есть еще некоторые виды.

  1. «Раунд».
  2. «Большой раунд».
  3. «Все пятерки».
  4. «Пять жизней».
  5. «Тысяча».
  6. «Двадцать семь».
  7. «Сектор 20».
  8. «Диаметр».
  9. «Киллер».

Основные правила

Тяжелы ли правила игры в дартс? Фото игроков с самых разных турниров (как профессиональных, так и любительских) говорят о том, что ничего сложного в данной забаве нет. О чем же нужно помнить?

  1. Мишень в стандартной игре разделена на сектора (которые обозначаются черным и белым цветом). В центре мишени находится так называемое «яблочко», попадание в него оценивается в 50 очков.
  2. Попадание в зеленое кольцо, которое нарисовано вокруг «яблочка», оценивается в 25 баллов.
  3. На мишени также есть внешние и внутренние кольца (в основном окрашиваются красным и зеленым цветами). Если игрок попал во внешнее кольцо - очки сектора удваиваются. Если игрок попал во внутреннее кольцо - утраиваются.
  4. Очки не насчитываются в двух ситуациях:
  • если игрок попал за пределы внешнего узкого кольца;
  • если дротик отскочил от мишени.

Подбивание итогов

Подсчет баллов производится после того, как игрок три раза метнет дротик. После оглашения результатов ход переходит к иному игроку. Самое большое количество очков, которое может заработать один участник, - 180. Произойдет это после того, как он три раза подряд попадет дротиком в пределы узкого внутреннего кольца сектора 20.

Дартс-301 (501)

Несколько слов следует сказать о том, какие существуют правила игры в дартс-301 (501). Чем же эта игра отличается? Важно сказать, что в самом начале данного подвида этой забавы каждый игрок имеет в наличии 301 очко (или как вариант - 501). После того как участник три раза метнет дротик, из данного количества баллов высчитывается набранное им количество очков. Игра же будет продолжаться до тех пор, пока счет одного из играющих не станет равен нулю. Какие есть особые правила игры в дартс-501 (301)?

  1. Закончить игру нужно попаданием в «яблочко» или же «удвоение».
  2. Полученное число очков игрок должен свести до нуля.
  3. Если при последнем броске очки равняются 1 или больше, полученные баллы не засчитываются (остаются на прежнем уровне), игра продолжается дальше.

Особенности

Интересным окажется тот факт, что игра в дартс-301 называется «Лэг». Пять «лэгов» - это «сет». Игра же чаще всего ведется до трех выигранных игроком «лэгов». Если же это профессиональный турнир, то чаще всего это будет дартс-501 (а не 301). Данная разновидность игры также более актуальна во время парных турниров. В таком случае минимальное количество дротиков, которые на протяжении игры должен использовать один участник, - 9.

Несколько слов об иных видах игры

  1. «Раунд». Тут игрок должен попасть по очереди во все сектора. Что же касается последнего сектора, сначала участник должен попасть во внешнее, а потом внутренне кольцо сектора 20. Победитель тот, кто первым доберется до центра мишени.
  2. «Большой раунд». В этом варианте игрок должен попасть три раза в свой сектор (постепенно продвигаясь до 20 сектора). Тут выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов.
  3. «Все пятерки». Суть данной игры в том, что за три совершенных броска игрок должен набрать количество баллов, равное 5. Если число не кратно 5, баллы не засчитываются. Сама 5 равняется 1 очку. Победит тот, что первым наберет 51 очко.
  4. «Пять жизней». В каждой игре есть право на пять ошибок (пять раз игрок может перебросить свой дротик).
  5. «Тысяча». Игроки должны попадать в зеленое поле кольца. Победитель тот, кто первым наберет 1000 баллов (они выдаются игрокам партиями).
  6. «Двадцать семь». Вначале игры каждый получает 27 баллов. Суть в том, что нужно попадать в удвоение каждого сектора. Если игрок не попал, из его счета вычитаются очки. Игра ведется до того времени, пока участники не дойдут до сектора 20.
  7. «Сектор 20». Нужно набрать максимальное число баллов, как можно чаще попадая в сектор 20.
  8. «Диаметр». Данный вид игры отличается тем, что тут участники сами выбирают себе линию секторов, по которой должны пройти. Лучше всего попадать в удвоение или утроение. Победитель тот, кто первым проходит маршрут по всем секторам.
  9. «Киллер». Игра для большой компании. Оптимальное количество человек - 10-20. Каждый из участников должен выбрать для себя свой сектор - от 1 до 20. Если игрок попадает в чужой сектор, «жизнь» засчитывается его хозяину (с игрока же она вычитается). Суть в том, чтобы убить, т. е. отобрать «жизни» у всех игроков.

Считается, что предком дартса были древние игры, связанные с метанием копий. Позже кому-то пришла идея укоротить, и в результате получился всем известный дротик.

Впервые слово «дротик» было упомянуто в словаре в 1530 году. Однако данных о том, для чего именно он использовался, нет. Скорее всего, он был средством обороны.

Первые дротики производились из дерева, их длина не превышала четырех дюймов, они имели четырехкрылое оперение и иглу на противоположном конце.

Существуют плакаты начала восемнадцатого века, на которых изображены два херувима, бросающих дротики в мишень. Из этого следует, что дартсу не менее двухсот лет.

Дартс: правила игры

Правила игры в дартс имеют особенности относительно размера мишени, дротиков и подсчета очков.

На профессиональном уровне игроки должны выбирать дротики, не превышающие пятидесяти граммов по весу. Любителям для начала можно купить дротики потяжелее.

Мишень не должна превышать в диаметре сорок пять сантиметров. Она поделена на двадцать секторов, которые определяют количество выбитых очков. Середина мишени называется «яблочко», попадание в него приносит игроку пятьдесят очков. Следующая область, окрашенная по традиции в зеленый цвет, - двадцать пять очков.

Существуют еще области «удвоения» и «утроения», это внутреннее и внешнее узкое кольцо соответственно (они окрашены в красно-зеленые цвета). Дротик, который не задержался на мишени, не приносит игроку очков, так же как и попавший за внешнее узкое кольцо.

Обычно каждый игрок метает три дротика за свой ход, потом приходит очередь соперника. Максимальное количество очков, набранных за один ход - сто восемьдесят (три попадания в кольцо утроения двадцатого сектора). Кольцо удвоения иногда называют «дабл», а утроения - «требл».

Варианты игры в дартс

Есть несколько вариантов, в дартс, поэтому «любителям попасть в яблочко» есть из чего выбирать.

301/501 - в этом варианте игры по правилам счет начинается с трехсот одного очка. Затем полученные игроками очки вычитаются. Игра заканчивается обнулением счета, при этом последним броском нужно поразить «дабл» или «яблочко».

Раунд - в этой версии нужно поочередно попасть в сектора от первого до двадцатого, а после в «удвоение» и «требл» двадцатого сектора, а завершить игру попаданием в «яблочко». Если игрок тремя бросками поражает последовательные сектора, он продолжает игру еще тремя дротиками. Победителем является бросающий, который первый поразил «яблочко».

Тысяча - бросающие по правилам начинают с нуля очков, каждый делает три попытки попадания в «яблочко» или зеленую область (то есть пятьдесят или двадцать пять очков). Другие сектора не засчитываются. Победителем считается игрок, который первый наберет тысячу очков.

Существуют и другие вариации дартс - осталось только купить игру, повесить ее на стену и выбрать вариант поинтереснее, чтобы начать соревнование со своими друзьями.

Инструкция

Встаньте вполоборота правым боком к мишени. Ноги должны быть прямыми, примерно на ширине плеч. Опорная нога впереди, касается мизинцем линии броска, левая нога сзади, упирается в пол только носком.

Чтобы не заступать за линию, ставьте перед собой высокую коробку или стул, пока будете отрабатывать правильную изготовку к броску.

Положение корпуса должно обеспечивать максимальную опору во время выполнения броска. Держите его лишь чуть-чуть наклоненным вперед.

Выберите дротики, которые вам будет удобно держать в руке. Существует огромное количество моделей, и очень важно подобрать дротики, подходящие именно вам. Положите дротик на подушечку большого пальца и найдите точку, в которой он будет сохранять равновесие. Это середина древка. При выполнении броска середина лежит на большом пальце руки, а указательный и средний палец прижимают ее сверху.

Хват должен быть крепким, но не напряженным. Чрезмерное напряжение пальцев приведет к тому, что автоматически напрягутся и другие мышцы предплечья и плеча, и бросок выйдет смазанным.

Цельтесь, держа дротик перед собой. Прицеливаясь, смотрите в ту точку, куда хотите попасть. Совместите кончик иглы с точкой прицеливания. Можно держать иглу чуть выше, но никогда не направляйте ее в пол.

Первое время тратьте все силы на то, чтобы научиться кучности броска. Отрабатывайте бросок «в яблочко». Все удары в нижние или верхние сектора вы освоите позже, когда основной бросок, правильный хват и стойка будут доведены до автоматизма.

При бросках в боковые сектора не стремитесь бросать дротик по диагонали. Гораздо проще переместиться вдоль линии броска и совершить привычный прямой бросок.

Поднимите правую руку и слегка согните в локте. Не задирайте локоть слишком высоко, дротик должен быть на уровне ваших глаз. Плечо, предплечье и кисть должны находиться в одной плоскости.

При совершении броска кисть слегка запаздывает за движением предплечья, но потом резким сгибанием завершает весь бросок и придает дротику максимальное ускорение.

Во время выполнения броска не отклоняйтесь назад. Корпус держите неподвижным, двигаются только предплечье и кисть.

Полезный совет

Тренируйтесь дома, но при этом обязательно посещайте соревнования по дартсу. Не упускайте возможность понаблюдать за профессионалами.

Дартс – всемирно известная игра по метанию дротиков в мишень. Занятие снимает стресс и усталость, развивает меткость и твердость руки, доставляет удовольствие людям всех возрастов. Дартс – отличный способ проведения досуга, как в помещении, так и под открытым небом. Инвентарь очень прост, долговечен и не дорог, а от игрока не требуется специальной спортивной формы.

Инструкция

Повесьте мишень на стену или закрепите перпендикулярно поверхности таким образом, чтобы ее центр находился на расстоянии 1,73 метра от пола. При этом сектор 20 черного цвета должен быть сверху и размещаться перпендикулярно полу.
Мишень – это круглое поле диаметром 450 мм и толщиной 40 мм, разделенное на сектора большим, средним и малым кольцами. Каждому сектору присвоены числа от 1 до 20.

Определите начало игры. Для этого участники становятся на расстоянии 2,37 метра от мишени и каждый из них (или представитель команды) бросает по дротику для определения очередности броска. Тот, чья стрела оказывается ближе к центру круга, начинает игру.

Считайте очки. Каждая сторона начинает со счета 301, при этом для командной игры это число увеличивается до 501, а для большого количества участников – до 1001. Все результаты бросков вычитаются из этой первой цифры. Побеждает тот игрок, кто первый сводит счет к нулю.
Дротик, попавший в определенный сектор, приносит столько очков, сколько указано обозначением мишени. При этом если он вонзится в большое кольцо, эта цифра удваивается, а если в среднее – утраивается. Попадая в окантовку центра, игрок получает 25 очков, ну а поразившему « » присваивается сразу 50 баллов.
Если дротик попадает за пределы узкого внешнего кольца или не остается в мишени после броска, то он очков игроку не приносит.

Следите за ходом игры. Участники по очереди бросают по три дротика. Суммируются баллы в том случае, если остаются в мишени и не падают. Если подход дает большее количество баллов, чем необходимо для нулевого завершения игры, то очки последних трех бросков аннулируются. Заканчивают игру броском дротика в «удвоение» или в «яблочко»
Каждая игра называется «лэг», в количестве пять они образуют «сэт». Окончательный победитель – человек, выигравший заданное количество сетов.

Совершенствуйтесь. Освойте технику дротиков. Вам будет проще играть, если корпус тела при броске будет неподвижен, а придавать ускорение стреле будет кистевая и локтевая часть руки. Перед тем, как направить дротик в мишень, займите устойчивую позу, сделав небольшой наклон вперед.

Видео по теме

Игроки в дартс от других спортсменов отличаются тем, что в их рядах есть высокие и низкие, худые и толстые мужчины и женщины, с руками и ногами любой силы. Однако, как и любые другие спортсмены, подбирают спортивный инвентарь, исходя из своих предпочтений. В данном случае таким инвентарем выступают дротики. Единственным способом подобрать дротики для дартс «под себя» является метод проб и ошибок. Однако несколько общих полезных советов наверняка облегчат вам решение проблемы выбора.

Инструкция

Дротик в идеале в мишень должен входить строго горизонтально. Положения, когда отклоняется относительно уровня земли вверх или вниз, могут создавать помехи для других дротиков. Но в некоторых случаях они являются уместными и даже необходимыми, чтобы, скажем, закрыть доступ дротиков соперника к тому или иному месту на игровой мишени.

Казалось бы, что тут сложного? Зачем думать, выбирать себе ? Достаточно просто купить несколько штук, можно простеньких, в свое удовольствие и ни о чем не думать. Однако не все так просто. Если вы желаете, чтобы дротик при попадании в мишень гарантированно отклонился вниз, необходимо выбирать более тяжелый дротик, чем обычно, с короткими и широкими крылышками. И наоборот, если вы хотите, чтобы при попадании в мишень дротик отклонился вверх, тут нужно пользоваться более легкими , например, типа «торпеда», с длинным хвостовиком и большим размахом крылышек.

Если виляния имеют место, возможно, вы либо неправильно держите дротик, либо он задерживается в момент, когда покидает вашу руку. Так если кожа у вас гладкая, гладкий дротик в тот момент, когда вы будете его отпускать, будет проскальзывать в ваших . Если же кожа ваших рук грубовата, дротик с шероховатой поверхностью будет застревать, цепляясь за кожу.

Помнить также нужно о том, что траектория движения дротика в атмосфере комнаты или будет не такой, как в просторных помещениях для соревнований. Если вы планируете участвовать в , желательно будет приобрести дротики чуть более тяжелые, чем обычно.

Рекомендуется иметь в запасе два или даже три набора дротиков, а также различные хвостовики, дабы быть готовыми играть в абсолютно любых . Несомненно, своевременная смена спортивного снаряжения в пределах, удобных для вас, приведет к улучшению игры и поможет вам победить.

Игры, в которых азарт соединен с определенными физическими усилиями, всегда были популярны. Дартс - одна из них. Но, чтобы удовольствие от игры было более полным, необходимо стремиться не только к участию, но и к победе. Как же сделать так, чтобы игра в дартс была не только приятной, но и результативной?

Дартс — популярная игра, развивающая точность и глазомер . Процесс игры состоит в бросках дротиками по мишени с определённого расстояния и набору очков.

Несмотря на один и тот же инвентарь — дартс состоит из нескольких разновидностей со своими особенностями и тонкостями.

Мишень, её картинки

Стандартная мишень представляет собой круг диаметром 45 см . Если рассматривать её составляющие из центра, то мишень можно разделить на следующие части:

  1. Яблочко или Bull’s eye . Центральный круг диаметром 12,7 мм.
  2. Центр или Bull. Кольцо диаметром 31,8 мм охватывающее яблочко.

Фото 1. Мишень для дартса с попавшим дротиком в центр снаряда. Эта область располагается вокруг яблочка.

  1. Сектора. Кольцо вокруг центра радиусом 170 мм разделено на 20 частей . Цвета чередуются, чаще всего это белый и чёрный.
  2. Кольцо удвоения или «дабл» . По внешнему краю мишени располагается кольцо шириной 8 мм. При попадании в него количество очков удваивается.
  3. Кольцо утроения или «требл» . Кольцо на мишени с внутренним радиусом в 99 мм и толщиной 8 мм . При попадании в него количество очков утраивается.
  4. Внешнее поле . Расстояние между игровым полем и краем мишени служит для нанесения цифр. Попадание в него очков не приносит.

Фото 2. Схема мишени для игры в дартс, разделенная на 20 секторов. Стрелками указаны части снаряда.

Каждый сектор мишени пронумерован от 1 до 20 . Этот номер является «стоимостью» — именно столько баллов приносит игроку попадание в него. При попадании в кольцо удвоения количество очков удваивается. То есть, если попасть в кольцо удвоения сектора 5 , на счёт начисляется 10 очков . Аналогично с кольцом утроения — при попадании в него стоимость утраивается. Попадание в яблочко даёт игроку 50 баллов , удачный бросок в центр даёт 25 очков.

Важно! Естественно, что самый сложный бросок в центр мишени. Но он не самый результативный. Удачный бросок в яблочко приносит 50 очков , в то время как попадание в утроение сектора 20 — 60 баллов . Таким образом за 1 поход игрок может выбить не 150 , а 180 баллов и быстрее набрать необходимую сумму.

Популярные игры в дартс для начинающих, как правильно считать в них очки

Вариантов игры в дартс достаточно много. В разных странах пользуются популярностью разные варианты, но есть несколько классических игр.

501

Наиболее популярная и распространённая игра. В начале игры у каждого участника на счету 501 балл . По очереди игроки бросают дротики в мишень. После каждого подхода набранные очки вычитаются из суммы до тех пор, пока кто-то не обнулит свой счёт.

Внимание! Если после подсчёта сумма отрицательная или равна 1 , то броски не учитываются. При этом право на попытку переходит следующему игроку.

Списать 501 очко можно за 9 бросков — 3 подхода. Для этого необходимо выбить утроение сектора 7 и 8 раз выбить утроение 20 баллов .

Фото 3. Три дротика попавших в двадцатый сектор в область утроения баллов. За такой бросок можно получить 180 очков.

Это принесёт 21 и 480 очков соответственно. Иногда игроки вводят дополнительные правила — первый или последний бросок должен быть с удвоением, утроением или в сектор конкретного цвета. Это необязательные правила и вводятся по договорённости. При командной игре можно использовать большую сумму по договорённости.

В игре 501 важно окончание партии . Так как действует правило перебора, то необходимо не просто набирать очки, а стараться выйти на удобное окончание. Например, при действующем правиле окончания с удвоением выбить 2 балла можно только одним способом — удвоение 1 .

Булл

Перед началом игры обговаривается количество очков. Оно должно быть кратно 50 , чаще всего играют до 300 или 500 баллов . Тот, кто первым наберёт это количество побеждает. В зачёт идут попадания только в центр или яблочко — 25 и 50 баллов соответственно . При переборе броски не засчитываются. По договорённости первый или последний бросок должен быть в яблочко.

Вам также будет интересно:

Крикет

Американский вариант дартса со специфичными правилами. В игре участвует не вся мишень, а только центр с яблочком и сектора с 15 по 20 . Броски в остальные части мишени не учитывается и считаются промахом. Центр и яблочко считаются одним целым.

Порядок закрытия неважен, можно бросать в любом порядке. Сектор считается закрытым после трёх попаданий в него . При этом удвоение считается за два попадания, а утроения за три.

Для центрального сектора центр считается за обычное попадание, а яблочко за удвоение. Если игрок попадает в свой закрытый сектор, а у соперника такой ещё не закрыт, то ему начисляются очки в соответствии с попаданиями. При попадании в зону, закрытую обоими игроками, бросок результата не приносит.

Важно! Сектор считается закрытым после окончания бросков. То есть если первым дротиком из трёх игрок попадает в утроение, то броски остальных дротиков в этот сектор в этом подходе очков не приносят.

Игра заканчивается когда один из игроков закроет все свои сектора и у него больше очков, чем у соперника . Если при этом у него меньше очков, чем у соперника игра продолжается. Игрок, который закончил закрывание набирает очки, а соперник должен закрыть оставшиеся зоны. В этом случае игра заканчивается, если оба игрока закрыли всю мишень или когда первый игрок наберёт больше очков.

Правило игры с сектором 20

Несмотря на то что центральный круг стоит больше всего, самым удобным для броска считается 20 сектор . На этом строится тактика игры во многие разновидности дартса с набором очков.

Любой удачный бросок в него приносит 20 баллов , оттого это прибыльнее большинства зон. Сектор всегда прибыльнее секторов с 1 по 6 и почти всегда секторов с 7 по 10. Остальные части мишени сопоставимы по количеству очков, но сложнее для стабильного попадания.

Чаще всего отклонения происходят по вертикали. Поэтому целиться необходимо в часть мишени выше кольца утроения . По площади это самая большая часть, поэтому попасть в неё легче всего. Небольшое отклонение по вертикали вверх или вниз принесёт попадание в удвоение или утроение, что ускоряет набор очков.

После отработки уверенного броска можно переместиться на часть между кольцом утроения и центром мишени. При отклонении по вертикали попадание происходит в кольцо утроения или в центр мишени , что приносит дополнительные очки, по сравнению с простым попаданием в сектор.

Таблица для подсчета очков

Для удобства подсчёта набранных баллов и запоминания стоимости ниже приводится таблица всех частей мишени:

Обычный Удвоение Утроение
1 1 2 3
2 2 4 6
3 3 6 9
4 4 8 12
5 5 10 15
6 6 12 18
7 7 14 21
8 8 16 24
9 9 18 27
10 10 20 30
11 11 22 33
12 12 24 36
13 13 26 39
14 14 28 42
15 15 30 45
16 16 32 48
17 17 34 51
18 18 36 54
19 19 38 57
20 20 40 60

Дартс – очень интересная игра и, наверное, самый демократичный вид спорта! Причем демократичен он во всех аспектах. Это и возможность выйти на уровень перворазрядника и даже мастера спорта за 1-2 года тренировок. Начать занятия можно в любом возрасте (и в 15, и в 40, и даже в 60 лет) и при этом достичь значимых спортивных успехов. Это и доступная для большинства цена на комплект профессионального оборудования. Вполне реально за 100-120 долларов обеспечить себя качественной мишенью и комплектом дротиков. Да и найти бесплатное место для постоянных тренировок совсем не сложно. Ведь подходящую площадь для занятий у мишени (2-3 кв. м.) всегда можно выделить у себя на работе или в квартире, в доме, общежитии или гараже.
Неудивительно, что дартс победно шествует по земному шару. Мишень для дартса можно увидеть как в жилище обычного рабочего завода или фермера, так и в кабинетах руководителей крупнейших корпораций и государств.
История возникновения этой замечательной игры окутана легендами. Доподлинно известно, что дартс зародился на берегах Туманного Альбиона несколько сотен лет назад. По одной из легенд, эту увлекательную игру придумали британские лучники. Долгими зимними вечерами они метали укороченные стрелы в днище перевернутого пивного бочонка в местных пабах, соревнуясь в меткости попаданий. Шли года. Развивалась игра, развивалась и технология производства дартс-инвентаря. В середине прошлого века деревянные мишени и дротики сменили современные сизалевые мишени и профессиональные дротики из вольфрамового сплава.
Все, что необходимо для игры – это мишень, комплект дротиков и место для размещения мишени.
Самые известные на сегодняшний день производители дартс-инвентаря – Unicorn, Harrows, Nodor, Winmau. Эти английские компании производят мишени, дротики и другие дартс-аксессуары. В России все компании хорошо представлены на рынке, а на Украине пока – преимущественно Harrows и Winmau.

Мишень

Заводы по производству мишеней расположены у всех компаний в Кении или в Китае, что обусловлено близостью основного сырья – сизаля. Сизаль – это природные волокна, получаемые из листьев агавы.
Профессиональная сизалевая мишень имеет толщину 4-5 см и диаметр 45 см. Мишень производится из спрессованных волокон сизаля и обжимается по окружности металлическим обручем.
На лицевую сторону мишени наносятся разноцветные сектора и сверху крепится проволока, которая разделяет мишень на 20 радиальных секторов, и еще имеет кольца удвоений (внешнее) и утроений (внутреннее). В центре мишени находится так называемый сектор «Булл» (зеленый) и «Булл-Ай» (красный). Попадание в сектор приносит дартсмену количество очков, соответствующее номеру сектора, с учетом возможного удвоения или утроения в каждом сегменте. Попадание в «Булл» оценивается в 25 очков, а в «Булл-Ай» – в 50. Все большие сектора граничат с малыми, что разумно дает преимущество меткости дартсмена над случайными попаданиями.
Правила размещения мишени очень просты. Расстояние от пола до центра мишени составляет 173 см, а линия броска удалена от плоскости мишени на 237 см.
Профессиональные мишени условно можно разделить на 3 группы, по толщине и форме применяемой разделительной проволоки.
  1. Обычная круглая проволока толщиной 1,5 мм. Эти мишени самые недорогие (приблизительно 50$). Основной недостаток мишеней в данной группе – большой процент отскоков (примерно 5-8%). Для примера приведем названия мишеней разных производителей в этой группе: Harrows Club, Winmau Pro SFB, Nodor Supabull II, Unicorn Radius.
  2. Вторая группа профессиональных мишеней, представлена мишенями с трехгранной разделительной проволокой. Подобная форма проволоки, логический шаг в конструктивном совершенствовании этой продукции. Интуитивно понятно, что подобная форма способствует снижению количества отскоков дротиков от мишени (2-3%). Используется в мишенях: Nodor Supawire, Harrows Apex Wire, Winmau Diamond. Стоят такие мишени в пределах 60-70$.
  3. Третья группа – это образцы самых современных достижений производителей мишеней. Тончайшая разделительная проволока-нож (0,2-0,4 мм), врезана в плоскость мишени на значительную глубину. Процент отскоков минимальный (менее 0,5%). Используется в мишенях: Winmau Blade 4, Unicorn Eclipse Pro, Harrows Matchplay, Nodor Supamatch. Стоят такие мишени 80-100$.
Если ваш бюджет на покупку инвентаря это позволяет, MиpCоветов рекомендует покупать сразу мишень из верхнего класса. Разница в цене незначительная, зато отскоки дротиков практически отсутствуют. Это благоприятно отразится на ваших результатах (по правилам – при отскоке дротик не засчитывается и не перебрасывается) и продлит жизнь вашим дротикам.

Дротики

Современные дротики состоят из 3-х частей:
  1. Баррель – основная металлическая часть дротика. В баррель впрессована игла.
  2. Хвостовик – вкручивается в баррель. Сменная часть. Может производиться из металла или пластика.
  3. Оперенье – вставляется в прорези на хвостовике. Перья служат для стабилизации полета дротика.
Дротики можно условно разделить на 2 группы по материалу, из которого изготовлен баррель:
  1. Латунные дротики. Толщина барреля 10-12 мм. Считаются любительскими и применяются обычно в пабах и ресторанах, где размещен дартс, для посетителей. Обычно комплект (3 шт.) таких дротиков стоит в пределах от 10 до 20$.
  2. Вольфрамовые дротики (содержание вольфрама от 70 до 97%). Толщина барреля 6-7 мм. Профессиональные дротики. Цены на комплект вольфрамовых дротиков начинаются от 25$.
Разумеется, каждый дартсмен имеет свои личные дротики. Рекомендуем даже новичкам покупать сразу пусть недорогие, но вольфрамовые дротики с прямой формой барреля.
Оптимальный и самый распространенный вес дротиков – 20-24 г (вес производитель указывает на упаковке).

Где и как можно купить дартс-инвентарь?

В странах СНГ дартс-инвентарь возможно приобрести двумя способами:
  1. В розничных спортивных магазинах. Как правило, в крупных сетевых спортивных магазинах в своей стране в областных городах вы сможете найти достаточный ассортимент дартс-инвентаря.
  2. В тематических интернет-магазинах, как отечественных, так и зарубежных (в первую очередь – английских). В нынешнее время найти их несложно, достаточно набрать соответствующий запрос (купить дротики «название_прозводителя», купить мишень дартс «название_прозводителя» и т.п.) в популярном поисковике.
Если вы не смогли найти подходящий инвентарь в своем городе, свяжитесь с представителем федерации дартс или с представителем компании-производителя в своей стране. Вам всегда подскажут ближайшие точки продаж и/или способы оплаты и получения товара.
Обязательно проведите анализ цен на приглянувшуюся продукцию в нескольких магазинах (интернет-магазинах), сравните сроки доставки, почитайте на форумах отзывы по работе (надежности) поставщиков, и… покупайте!
Теперь, когда мы «вооружены» правильным инвентарем, самое время познакомиться с правилами игры.

Правила игр

Существует большое количество игр в дартс. Со всеми разновидностями вариантов их может быть несколько десятков. Но самая главная и популярная игра – это «501». Немаловажно, что это одна из основных игр, по которым проводятся официальные соревнования в разных странах и престижные международные турниры. Вторая по популярности игра – «Крикет».
«501». Прежде всего, оба игрока разыгрывают право первого подхода. Для этого по очереди дартсмены бросают по одному дротику в центр мишени. Кто попадет ближе к центру, тот первый начинает игру.
Сам смысл игры заключается в том, что каждый игрок должен «списать» до нуля обратным отсчетом 501 очко, которое начисляется игрокам на старте. Каждый подход к мишени – бросок 3-х дротиков.
Усложняет и вносит дополнительную интригу в игру обязательное правило закрытия последних очков через сектор «удвоения».
Например, если у вас перед последним подходом осталось 47 очков, то вы для выхода на четное окончание должны сначала попасть в нечетный сектор. В данном случае оптимально будет применить следующую стратегию. Первым дротиком попадаем в сектор «7», остаток, соответственно, 40. Вторым дротиком пытаемся закрыться, целясь в удвоение сектора «20». Если попали, то вы выигрываете эту игру. Если вместо удвоения сектора попали просто в сектор «20», то у вас остается: 40 - 20 = 20 очков. Третьим дротиком в этом же подходе вы имеете шанс закрыться через удвоение сектора «10».
Обратите внимание на правило перебора! Если в последнем подходе игрок выбил больше очков, чем его остаток или в остатке остается 1 очко, то набранные аннулируются. У дартсмена остается тот же результат, что и до подхода. Например, если вместо необходимых 47 очков вы набрали в подходе 57, то у вас остается 47 очков, и вы ждете следующего подхода для очередной попытки «закрытия». Аналогично, если вы выбили 46 очков, то ваш результат не засчитывается, т.к. для оставшегося одного очка нет сектора удвоения.
Одна игра в «501» называется «лэг». Несколько лэгов (обычно 5) составляют «сет». В зависимости от регламента соревнования или от договоренностей дартсменов, победитель встречи определяется по результатам 1, 3 или даже 5 и более сетов.
«Крикет» – вторая по популярности игра после «501». Очередность первого подхода разыгрывается, как было описано выше, броском в центр мишени.
В игре участвуют сектора с «20» по «15» и «Булл». Поочередно дартсмены делают подходы по 3 дротика и стремятся быстрее противника «закрыть» указанные сектора. В данной игре для закрытия каждого сектора необходимо набрать в этом секторе утроенное количество очков. Как вы понимаете, сделать это можно несколькими способами. Попасть одним дротиком сразу в утроение сектора. Можно попасть первым дротиком в «удвоение», а вторым – просто в сектор. Или попасть тремя дротиками в сектор.
В секторе «Булл» для закрытия надо набрать 75 очков. Т.е. попасть 3 раза в «Булл» (зеленый сектор) или 1 раз в «Булл» и 1 раз в «Булл-ай» (красный сектор): 25 + 50 очков.
Если вы уже закрыли сектор, а противник еще нет, то вы можете продолжать делать очередные броски в этот сектор и набирать соответствующие очки.
Сектора можно закрывать в любой последовательности. Для усложнения задачи противнику по набору очков, обычно дартсмены начинают закрываться с самых больших секторов («20», «19» и т.д.).
Выигрывает в данной игре тот, кто первый закрыл все сектора и при этом имеет больше очков. Если вы уже закрыли все сектора, но у вас меньше очков, чем у соперника, то вы вынуждены продолжать игру и набирать недостающие очки на «незакрытых» секторах противника.
Существует упрощенная версия крикета – «крикет без набора очков».
Как понятно из названия, правила упрощаются за счет отсутствия набора очков. Выигрывает тот дартсмен, кто первым закрыл все игровые сектора («15»-«20» и «Булл»).

Участие в соревнованиях

Итак, уважаемые читатели, заинтересовавшиеся Дартс. Вы уже приобрели свою первую мишень и дротики и собираетесь стать лучшим дартсменом мира! Если и не в этом году, так в ближайшую пятилетку. Очень правильно! Но перед тем, как завоевать мировую славу в этом виде спорта, придется сначала побороться за лавры чемпиона в своем родном городе и области, затем выйти на республиканский уровень, ну а потом… вперед на международную арену!
Как сделать первый шаг? Очень просто!
В России, Украине, Белоруссии и других странах ближнего зарубежья существуют национальные федерации дартс. Наберите в поисковике запрос «федерация дартс Россия», «федерация дартс Украина» и т.п., и вы без труда найдете сайт официальной федерации. Как правило, на нем представлено множество полезной информации как для опытных, так и для начинающих дартсменов. Там же вы найдете расписание всех официальных соревнований на текущий год.
Настоятельно рекомендую читателям MиpCoвeтoв посетить ближайшие к вам (по дате и по расстоянию) соревнования, хотя бы в качестве зрителя (если вы еще не уверены в своих силах). Воочию увидеть, как проходят соревнования, какой инвентарь используется, техника игры, атмосфера и т.д., будет очень полезно даже на начальном этапе увлечения дартс. Опытные дартсмены ответят на многие ваши вопросы. Только не стесняйтесь их задавать, ведь все мы проходили через этот начальный этап.

Как тренироваться самостоятельно и подготовиться к соревнованиям?

Разумеется, опытные дартсмены индивидуально или совместно с тренером разрабатывают систему личных тренировок, с учетом множества факторов (существующий уровень, программа ближайших соревнований, проблемы с техникой броска или хвата и т.п.).
Тем не менее, постараемся привести для читателей МирCоветов пример простой и эффективной системы тренировок для начинающего дартсмена на ближайшие 2-3 месяца по подготовке к участию в соревнованиях (игра «501») и для повышения мастерства дартсмена. Разумеется, данная статья не претендует на подробное освещение всех аспектов игры в дартс, тренировок, упражнений, игр, техники броска, психологических аспектов участия в соревнованиях и т.д. Наша цель – дать первоначальную полезную информацию для начинающих игроков и, возможно, будущих спортсменов и чемпионов в этом увлекательном спорте.
Каких успехов Вы сможете достичь в дартс – зависит только от вас! Единственное, что мы можем твердо пообещать – вы никогда в жизни не пожалеете о своем решении связать свою судьбу с этим увлекательным и полезным спортом!